ЦБ 05.12
$73.74
83.24
ММВБ 05.12
$73.2
86.68
Эко_Моб

Павел Коротин: О перспективах технологии «цифровое здание» на российском рынке

В России могут принять ГОСТ для «умного» жилья. Такое предложение содержится в проекте дорожной карты, которую разработали Минцифры и операторы связи. В документе, в частности, пропишут правила оснащение зданий смарт-системами. Свой проект есть и у Минстроя, однако детали пока неизвестны. Эксперты отмечают, что цифровизация в сфере недвижимости сейчас на подъеме, поэтому власти видят потребность в стандартизации и регулировании процессов. Ожидается, что рынок будет расти в среднем на 40% в год и к 2023 году достигнет 17,5 млрд рублей, о чем в интервью обозревателю Business FM Петербург Максиму Тихонову рассказал директор компании МТС в Петербурге и Ленобласти Павел Коротин:

ФОТО: Пресс-служба МТС

Максим Тихонов: В студии Максим Тихонов. Сегодня у нас в гостях директор МТС в Петербурге и Ленобласти Павел Коротин. Павел, добрый день.

Павел Коротин: Добрый день, Максим.

Максим Тихонов: Несколько лет назад умные дома встречались в практике достаточно редко, говорили об этом в основном как о некой технической диковинке. Как складывается ситуация с цифровизацией рынка недвижимости сейчас?

Павел Коротин: Цифровизация шагает по миру, Россия здесь не исключение. И отрасль строительства в последнее время является одним из лидеров по востребованности цифровых продуктов. Мы видим взрывной рост пользования цифровыми услугами домохозяйствами. Если в 2019 году спрос на решения в сегменте недвижимости и ЖКХ вырос на 50%, то в 2020 – уже больше чем на 80%. Поэтому прогнозы только позитивные. Мы считаем, что до конца 2023 года средний рост рынка интернета вещей в этой сфере будет около 40%.

Максим Тихонов: Каковы на Ваш взгляд причины таких рекордных темпов цифровизации в недвижимости?

Павел Коротин: Причины лежат на поверхности. То, что делали операторы связи за последние годы – развивали свои сервисы, развивали доступность услуг – не прошло бесследно. Новейшая инфраструктура является предпосылкой для того, чтобы цифровые сервисы проникали и внутрь домохозяйств. Это первая, внешняя причина. И внутренняя причина – запросы клиентов, которые привыкли пользоваться современными услугами и выдвигают требования к тому, чтобы дома их тоже окружали умные устройства. Эти два фактора по сути и порождают рост.

Максим Тихонов: А есть сегодня моменты, которые тормозят рынок?

Павел Коротин: Да, безусловно. Мы видим, что на этом рынке достаточно много участников. Прежде всего, застройщики и обслуживающие организации, которые обычно не взаимодействуют на первых этапах строительства. И если грамотной цифровой инфраструктуры не предусмотрено на этапе проектирования и на этапе застройки, то дальше сложнее убедить управляющую компанию в том, что нужно внедрять цифровые решения. Но есть и позитивная сторона. Летом этого года мы подписали соглашение с группой «Эталон», крупным и известным в Москве и Петербурге застройщиком. Мы обеспечим дома телеком-инфраструктурой, которая будет предусмотрена на этапе проектирования зданий, установим около 50 тысяч устройств для управления зданиями и внедрим цифровую платформу для взаимодействия между жителями и управляющей компанией. Это позволит снизить издержки до 20% и обеспечить «бесшовный» сервис для застройщика и УК.

Максим Тихонов: А клиенты, в большинстве своем, готовы платить за такие умные дома?

Павел Коротин: Вы знаете, трудно сказать за большинство. Я считаю, что в каждом процессе есть консерваторы и есть новаторы. Сейчас три четверти покупателей жилья обращают внимание на наличие сервисов цифрового дома, примерно половина – готовы платить больше за жилье с такими решениями. И тренд очевиден. Для застройщика это тоже плюс, потому что застройщик имеет возможность повышать стоимость квадратного метра, увеличивая свою эффективность. Можно провести аналогию со строительными материалами. Если застройщик может оптимизировать технологию строительного производства, используя новый современный материал, то с точки зрения цифровизации, используя новые подходы в виде датчиков, парковок и прочих элементов умного здания, можно также повысить возврат инвестиций.

Максим Тихонов: Давайте попробуем обрисовать некий собирательный портрет клиента. Порассуждать о том, какие предпочтения у разных групп. Кого что интересует больше в цифровых решениях.

Павел Коротин: Клиенты, знаете, мало здесь отличаются друг от друга. Все хотят хорошей, правильной, комфортной городской среды, и чтобы она не заканчивалась на улице, чтобы она продолжалась в доме, внутри двора и в квартире. А с точки зрения того, как это каждый клиент видит – да, есть определенные особенности. Кому-то достаточно просто датчика на счетчике, который привязан к сотовой сети и передает данные с некой периодичностью. Кому-то интересен домофон с распознаванием личности, чтобы дверь открывалась не привычным ключом домофона, а видя твое лицо. Кому-то интересны умные парковки - понимать, есть ли возможность запарковаться во дворе либо где-то еще. Спрос рождает предложение, и все те сервисы, которые появляются, они так или иначе являются отражением потребностей клиентов.

Максим Тихонов: Если мы говорим про внедрение цифровых решений в недвижимости, как это влияет на конечную стоимость квартиры?

Павел Коротин: На стоимость влияет. Как правило, это приводит к удорожанию, но, повторюсь, может быть это ничем не отличается от, собственно, других этапов строительства.

Максим Тихонов: Все-таки, в процентном соотношении, это сколько? 10? 20? 30% удорожания?

Павел Коротин: Я думаю, что 5-10, до 15%.

Максим Тихонов: Павел, какие цифровые проекты в недвижимости сегодня наиболее успешны и за счет чего?

Павел Коротин: Мы видим уже действительно взрывной рост количества подключенных устройств. Прежде всего, драйвером выступает ФЗ-522, обязывающий энергосбытовые компании подключать к сети счетчики. Также мы видим, что различные системы учета, которыми управляющие компании привыкли пользоваться в прошлом, переходят в цифровой мир. Существенно растет количество датчиков протечек. Во дворе – уже привычное видеонаблюдение. Сейчас ни один новый проект даже эконом класса не обходится без видеонаблюдения. Вопрос только в том, насколько продвинуты эти системы.

Максим Тихонов: Вот мы поговорили с Вами о застройщиках, поговорили о, непосредственно, покупателях недвижимости. Что дает вот такое внедрение цифровых технологий, например, управляющим компаниям?

Павел Коротин: Управляющая компания тоже, в текущих реалиях, работает на конкурентном рынке. Понятно, что достаточно сложно на практике поменять управляющую компанию. Но, тем не менее, есть успешные управляющие компании, в том числе работающие на рынке Петербурга. Люди ими довольны, они довольно эффективно управляют домом, что приводит к снижению платежей, которые ты платишь за пользование общедомовыми сервисами. И те инструменты, которые мы можем предоставить управляющей компании – это как раз возможности для роста эффективности. Это, прежде всего, оптимизация затрат, более удобный сервис для клиентов, личные кабинеты, упрощенные системы голосования и сбора обратной связи.

Максим Тихонов: Раз Вы заговорили о перспективе. Вот на Ваш взгляд, как оцените спрос на инновационные решения в недвижимости в будущем. И в каком промежутке, собственно, можно будет говорит о том, что это будет если не повсеместно, но, во всяком случае, такой, обычной практикой?

Павел Коротин: Это все происходит очень быстро, насколько может быстро происходить на таком инертном рынке как недвижимость. Все-таки квартиры – это даже не телефон, который люди меняют с определенной периодичностью: раз в квартал, год или два. Но тем не менее, мы понимаем, что в Петербурге, Москве, других городах-миллионниках, количество вводимого жилья, только растет. Поэтому есть все предпосылки к тому, что спрос на умные дома будет только расти.

Максим Тихонов: Ну и, наверное, такой момент, конечно, сегодня, если мы говорим о цифровизации, невозможно не обсуждать – это вопрос безопасности. Цифровизация подразумевает большой объем данных, который вырабатывается непосредственно оператором. Как сегодня обеспечивается безопасность этих данных?

Павел Коротин: Смотрите, есть общее правило использования данных персональных. Мы, что бы мы ни делали, в любом случае, придерживаемся этого законодательства. Если мы говорим сборе данных, касающихся цифровых сервисов в умных домах, то мы не видим персональных данных клиентов, мы получаем обезличенные данные. По этим данным невозможно сделать каких-либо выводах о личности человека. То есть, мы можем выводить какие-то общие паттерны, давать рекомендации. Мы видим закономерный рост частоты и продолжительности использования сервисов по мере развития их функционала. Но, что касается конкретного жильца, который живет, например, в доме номер 10, квартире 15, то к таким данным у нас доступа нет.

Максим Тихонов: Проснулся в 7 утра, лег спать в 11

Павел Коротин: Да-да, есть гораздо больше более простых способов посмотреть, когда человек лег спать. Посмотреть в окно, когда у него горит свет, а когда – нет. Что касается безопасности в принципе, то мы всеми ресурсами, которые требуются для того, чтобы правильно ими располагать, обладаем. У нас есть крупные сертифицированные центры обработки данных. В прошлом году мы ввели в эксплуатацию центр обработки данных Ленинградской области. Вся инфраструктура, весь инвентарь для того, чтобы эти данные правильным образом хранить и обрабатывать, использовать у нас есть.

Максим Тихонов: И напоследок, какие планы непосредственно у МТС на рынке цифровой недвижимости?

Павел Коротин: Мы считаем, что рынок, конечно же, к нам комплементарен. То есть, мы считаем, что мы хорошо знаем клиента – это раз. И два – имеем возможность предложить ему именно то, что он хочет, в том формате, в котором он привык получать от нас. И сделать это, в том числе, в его доме.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Современная наука предлагает огромное количество возможностей по улучшению здоровья. А питание уже давно вышло за границы простого насыщения организма,…
В 2020 году продажи косметики в России увеличились примерно на 1,5% по сравнению с допандемийным 2019 годом: покупатели приобрели около 3,5 млрд косметических…
Регулярная физическая активность — это обязательное условие для сохранения и улучшения здоровья, наравне с правильным питанием, приемом необходимых нутриентов…

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.