Максим Морозов: Инвестиции в недвижимость считаются консервативным и одним из наиболее надёжных инструментов сохранения и приумножения средств. Как в связи с последними событиями меняются стратегии покупателей недвижимости, если говорить об инвестиционных целях?
Дмитрий Сидоренко: Стратегии покупателей недвижимости в инвестиционных целях изменились не в связи с последними событиями, а, наверное, немного раньше, когда в нашу страну пришёл ковид. Люди сели на удалёнку, начали работать дома, перестали посещать торгово-развлекательные комплексы, начали ходить в магазины, которые находятся возле дома, в шаговой доступности. Естественно, все, кто занимались инвестициями в коммерческую недвижимость, переместились из крупных торговых комплексов в спальные районы. В этих спальных районах плотность населения очень высокая. В районах, где мы строим комплексы, например, ЦДС «Город Первых» – огромный трафик, огромное количество жителей и для инвесторов это максимально выгодно и интересно.
Максим Морозов: Дмитрий, на какие факторы рекомендуют обратить внимание специалисты в случае, если перед инвестором стоит выбор: купить квартиру или коммерческое помещение? Как в сегодняшних условиях можно рассчитать доходность?
Дмитрий Сидоренко:
Доходность от коммерческого помещения составляет примерно 12-15%, а от квартиры 4%. Также не стоит забывать, что когда человек покупает квартиру в целях инвестиции, ему нужно, чтобы она была с отделкой, с мебелью и техникой, потому что в противном случае будет проблематично её сдать.
Наличие этих двух вещей говорит о том, что они имеют свойства амортизации, соответственно, амортизация тоже должна закладываться в доходы и расходы инвестора, который покупает ту или иную недвижимость. Покупая коммерческую недвижимость, вы покупаете пустое помещение, у него есть точка подключения коммуникаций. Арендаторы, которые садятся в эти коммерческие помещения, сами делают ремонт, сами вкладывают деньги, сами заинтересованы в том, чтобы ремонт был максимально хороший, сами вкладывают деньги в рекламу, в маркетинг, для того, чтобы раскрутить эту точку, плюс ко всему, они подписывают долгосрочные договоры.
Максим Морозов: Арендаторы из каких сфер бизнеса зарекомендовали себя как надёжные партнёры?
Дмитрий Сидоренко: Люди всегда будут хотеть кушать и быть здоровым, поэтому аптеки, медицинские центры, продуктовые магазины, алкомаркеты. Как показало время пандемии, очень сильно начали развиваться интернет-магазины и пункты выдачи. Вся история с посещением ресторанов возвращается и приходит в нормальное состояние, сейчас появилась такая потребность.