Максим Тихонов: Поговорим про инвестиции. На что сегодня необходимо обращать внимание инвестору, готовому вложить деньги в тот или иной апарт-проект?
Карина Шальнова: На заре апарт-строительства в 2013 году, конечно же, больше смотрели на «бетон». Сейчас ситуация абсолютно изменилась.
Там вы увидите всё. Также нужно смотреть на бренд девелопера, потому что хочется, чтобы это был надёжный бренд, с историей, который много лет на рынке, у которого нет задержек по строительству. Это же инвестиционный продукт.Прежде всего, нужно смотреть на управляющую компанию, её опыт, сколько она работает на рынке, на открытые данные, отзывы на агрегаторах, если мы говорим про гостиничного оператора.
Максим Тихонов: Деньги кладутся не на год.
Карина Шальнова: Да, надо сдать объект в срок и максимально быстро начинать его сдавать.
Максим Тихонов: На какую прибыль сегодня можно рассчитывать, вкладывая в апарт, и какие программы доходности есть на рынке?
Карина Шальнова: Когда продают, то все обещают большие прибыли. Кстати, по поводу того, на что обращать внимание: свяжу эти два вопроса. Ответ — это прозрачность управляющей компании. Мы в RBI PM, когда открыли направление «Апартаменты», создали индивидуальный личный онлайн-кабинет инвестора, который включает в себя несколько вкладок, которые инвестор может посмотреть: загрузка по отелю, загрузка в категории и загрузка конкретного апартамента. Также он может увидеть в режиме реального времени RevPAR, ADR, через какие каналы продавался его апартамент, дабы снизить нагрузку. Сейчас, в первом квартале, у меня в плане стоит открыть ещё одну вкладку — «доходность». То есть наш инвестор в реальном времени будет видеть, как меняется его доходность на вложенный капитал.
Максим Тихонов: Это уже близко к рынку ценных бумаг.
Карина Шальнова: Да. Мы будем абсолютно прозрачны. Знаете, как рассуждает инвестор, у которого апартаменты? Есть низкий сезон, когда маленькие поступления, есть высокий сезон, когда большие поступления, потом опять наступает низкий сезон... И всё, что было в середине, забывается. А инвестору кажется, что он недополучает доход. Но если все подытожить и посмотреть по году, как мы делаем каждый год, то видим, что в ARTSTUDIO Nevsky у нас средняя доходность составила 9,7% годовых за 2022 год, а в ARTSTUDIO Moskovsky — 7% годовых. Это поможет улучшить связь с инвестором, чтобы быть in touch, и чтобы все были довольны друг другом.
Максим Тихонов: Ещё такой момент, в чём инвестиционные отличия бутиковых проектов от отелей так называемого массового спроса? И что сегодня наиболее востребовано у клиентов?
Карина Шальнова: Сейчас востребована локация, как всегда. В отелях-тысячниках тоже есть свой потребитель, они сдаются и заполняются. Вопрос: с какими темпами, по какой цене, какой спрос и какая модель аренды. Когда это небольшие форматы, они подразумевают собой небольшие пятна: это деловой центр, это центральная часть города. Конечно же, центральная часть — это более бутиковые истории, которые позволяют обеспечивать качественную загрузку не только с точки зрения цифр, процентов загрузки, а ещё и ADR, потому что, как все мы «знаем, место, место ещё раз место» формирует цену. Бутиковая история более индивидуальна, ты можешь предложить интересные индивидуальные программы и оригинальную арт-составляющую, перформансы, всё что угодно и это, конечно, тоже будет влиять на доходность.
Максим Тихонов: Резюмируя, выбор остаётся за инвестором.
Карина Шальнова: Выбор всегда остаётся за инвестором.
Если это консервативный инвестор, то он выбирает гарантированный доход. Если это инвестор, который хочет максимизировать свою прибыль, то в нашем случае он выбирает динамический доход.