Благородное собрание, японский госпиталь, пролеткульт, кинотеатр, Ленинградское радио и резиденция оркестра musicAeterna. Легендарный Дом радио на Итальянской улице пережил немало перемен. Сейчас ВТБ проводит масштабную реставрацию здания, чтобы сохранить его историю и создать новую точку культурного притяжения на карте Петербурга. О том, что делает это место особенным и каким оно станет в будущем — в серии интервью в преддверии Дня радио на Business FM Петербург. О роли Дома Радио для профессионального сообщества в интервью шеф-редактору Business FM Петербург Максимум Морозову рассказала в прошлом многолетний декан Факультета журналистики СПбГУ, ныне член комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Петербурга Марина Шишкина.
Максим Морозов: Как воспринимается Дом Радио в среде журналистов?
Марина Шишкина: Даже для тех, кто не связан с журналистикой, Дом Радио — это абсолютно знаковое место. Я, например, тоже начинала свой творческий путь в «Ленинградской панораме». Именно в этой информационно-познавательной программе нового формата появились мои первые сюжеты.
Это было совершенно блестяще. Было ощущение, что меня слушает весь мир — от Эрмитажа до тайги. В этом доме ковалась журналистика. Это было место, наполненное людьми, табачным дымом и встречами.
Дом на бывшей улице Ракова всегда был огромной движухой. Тут появлялись и уникальные самостоятельные производства. Например, все мы прекрасно помним историю Хора Ленинградского радио и телевидения.
Это знаковое место, в котором рождались мысли, чувства, отношения, идеи. Именно здесь отчасти строился наш информационный культурный Петербург.
Максим Морозов: Какие профессиональные журналистские стандарты задавало Ленинградское и Петербургское радио?
Марина Шишкина:
Наше радио было законодателем не столько журналистской, сколько репортажной и творческой моды. Также это было место, в котором ковалась хорошая, правильная ленинградская, петербургская речь. Найдите, например, диктора Ленинградского радио Марину Сергеевну Корнилову и спросите, какая книга всегда была у неё под рукой. Она точно ответит, что на её столе всегда лежал словарь ударений. Орфоэпическая норма была необходима: вы просто не имели права ошибиться в ударении или интонировании.
Эта орфоэпическая норма врастала в человека. Он просто не мог говорить по-другому. Литературная и даже разговорная речь, которая употреблялась в репортажах, имела неповторимый ленинградский, петербургский окрас. Это настоящий стандарт журналистики.
Максим Морозов: Как студенты факультета журналистики относились к стажировке в Доме Радио?
Марина Шишкина: Это было ритуальное место, абсолютно невозможное, недосягаемое и желаемое для тех, кто учился, например, на радиожурналистике. Попасть на Ракова, на практику, а потом и на работу на данный момент сравнимо с попаданием во МХАТ, в Мариинский, Малый или Большой театр.
Это была вершина ленинградской журналистики, которая в то время давала фору всей советской, а после и российской журналистике. Конечно, для студента было большой честью попасть на практику в Дом Радио. Твой голос звучал на весь город. Проходя мимо, я всегда буду думать о том, что это сердце Ленинградской и Петербургской радиожурналистики.
Ранее в серии публикаций в преддверии Дня радио на Business FM Петербург вышло интервью с историком Львом Лурье. Писатель и краевед рассказал об истории Дома Радио, его роли в жизни города на Неве и магии самого места.
Журналист-расследователь
Руководитель службы заботы о клиентах «Петербургского такси 068»
Руководитель второго отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Санкт-Петербургу
Заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу