Ранее с аналогичным предложением об отмене моратория выступил Дмитрий Медведев. Причем зампред Совета безопасности допустил ужесточение и без поправок в Конституцию.
В России вновь заговорили об отмене моратория на смертную казнь. На этот раз о своем положительном отношении к высшей мере заявил народный артист России, председатель общественного совета при УФСИН по Москве Андрей Соколов. Ранее с аналогичным предложением выступил Дмитрий Медведев. Причем зампред Совета безопасности допустил ужесточение и без поправок в Конституцию. Аргумент Андрея Соколова, который, кстати, играл как в телесериале «СМЕРШ», так и в телесериале «Адвокат», простой: цель ФСИН – перевоспитать людей и вернуть их в общество, однако, как подчеркнул народный артист в интервью «Известиям», есть те, кто не возвращается. «Посмотрите, сколько рецидивов, сколько еще приносят беды бывшие заключенные, к сожалению». Его позицию поддерживает общественный деятель Антон Миссуловин.
Общественный деятель Антон Миссуловин Есть люди, которых перевоспитать невозможно категорически. Кроме всего прочего, есть серийные убийцы, педофилы, маньяки. По поводу аргумента, что никто не может исключить ошибки на стадии предварительного следствия либо судебной ошибки: если что, необходимо очень серьезно спрашивать со следствия. И в данном случае следствие должно понимать, что за такую ошибку будет личная, персональная ответственность. Причем максимально серьезная. Тем не менее, я считаю, что проект вполне здравый и нужный. По поводу точки зрения, согласно которой нахождение на пожизненном заключении настолько тяжелое, что сами заключенные просят вернуть смертную казнь, я не могу сказать за все регионы, но в нашем регионе это, разумеется, не санаторий, но есть все возможности для нормальной жизнедеятельности и исправления. У меня спортзал попроще и хаммама нет, как, например, в некоторых учреждениях, которые я видел. Бывает даже такое. У заключенных есть возможность работать, есть возможность учиться, есть возможность серьезно исправиться, кроме того, в учреждениях есть церковь.
Между тем, Соколов признает, что разговор о возвращении смертной казни в Уголовный кодекс – очень непростой. Его, кстати, периодически заводит еще один сторонник отмены моратория – Дмитрий Медведев. По мнению зампреда Совета безопасности, вносить поправки в Основной закон при этом не придется, поскольку достаточно, чтобы по этому вопросу изменились правовые позиции Конституционного суда. О природе моратория рассказывает соавтор Конституции Сергей Цыпляев.
Бывший полпред президента в Петербурге, соавтор Конституции России Сергей Цыпляев Были теоретические и практические аргументы. Аргумент первый – если вы, как государство и общество, утверждаете жизнь человека как приоритет и высшую ценность, то тогда вы не имеете права использовать такое средство как лишение человека жизни. Это не наказание, это месть, это удовлетворение чувства мести. А наказание для этого существует, это пожизненное заключение. Для того чтобы утверждать в обществе мысль, что человека нельзя убивать, государство должно прекратить это первым. И в скобках хочу заметить, что если общество начинает говорить, что мы хотим возвращаться к традиционным христианским ценностям, то непонятно, как люди стоят в церкви, помнят первую заповедь «не убий», считают себя истинно православными, но призывают в смертной казни. Это абсолютное морально-этическое противоречие.
Однозначно ответить на вопрос о необходимости возвращения смертной казни сложно, поскольку дискуссия, в основном, ведется среди политиков и общественников. Серьезных научных конференций по данной теме в последнее время не проводилось, отмечает директор Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия Ярослав Жолобов.
Директор Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия Ярослав Жолобов Исследование должно носить научный характер. В чем польза, а в чем минус для общества? Сейчас исследовалось очень много моментов, связанных с отбыванием наказания тех, кто вместо смертной казни получил пожизненное содержание. Они, фактически, не занимаются никаким трудом, просто находятся в местах заключения. Некоторые из них высказывают мнение о том, что лучше бы к ним применили смертную казнь. Но это не все. Таких научных исследований и публикаций достаточно мало. Я не поддерживаю возвращение смертной казни, потому что считаю, что можно просто рассматривать вопросы, в частности того, как отбывается наказание, чтобы оно отбывалось не просто так, не в ущерб государству, а чтобы заключенные искупали вину своим трудом.
Если верить соцопросам, например исследованию ФОМ, которое, правда, проводилось в 2020 году, то есть до начала СВО, за смертную казнь за некоторые преступления выступают 69% россиян. Продолжает президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Игорь Кучеренко.
Президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Игорь Кучеренко Периодически возникают темы, которые интересны людям. Это аборты, ношение и хранение оружия, смертная казнь. Как правило, эти темы вбрасывают, когда нужно отвлечь от чего-то, что может не нравиться электорату. Такие темы вбрасывают и активно обсуждают. Триггером, на мой взгляд, послужил мятеж ЧВК. Стало страшновато. Поэтому вначале не обязательно всех расстреливать, не обязательно всех сажать на большие сроки. Достаточно это делать показательно. И тогда народ прибалдеет и скажет: «Нет, я не буду помогать какому-то там сошедшему с ума командиру! Я лучше посижу в сторонке».
Отметим также, что Россия была приглашена в Совет Европы в 1996 году при условии введения моратория на смертную казнь. Вместе с выходом из этой международной организации в 2022 году прекратились и соответствующие обязательства.