После внедрения Единого налогового счета (ЕНС) число ошибочных платежей уменьшилось в 11 раз, а возврат переплаты и отмена блокировок по счетам происходит в течение суток, заявили в Федеральной налоговой службе (ФНС). Ближайшей осенью в Госдуме планируют рассмотреть поправки, которые позволят налоговым агентам подавать уведомление об исчислении НДФЛ два раза в месяц – не только 25, но и 12 числа. Кроме того, с 2024 года этот налог можно будет уплачивать не только в конце, но и в середине месяца. Тем не менее, у плательщиков возникает ряд вопросов, связанных с введением Единого налогового счета. Ключевые из них шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов адресовал заместителю руководителя Управления ФНС по Петербургу Светлане Лебедевой.
Максим Морозов: Один из злободневных вопросов: как поступать в случае блокировки счета, которая происходит в автоматическом режиме? Проблема, как рассказывают некоторые предприниматели, заключается в том, что блокировка, например, может сдвинуть срок выплаты заработной платы, что, в свою очередь, грозит санкцией уже по линии трудовой инспекции.
Светлана Лебедева: Для начала необходимо понять, по какому основанию осуществлено приостановление операции по счетам. Мы оговорим, что налоговый орган не блокирует счета, а приостанавливает операции по счетам в соответствии с положениями 76 статьи Налогового кодекса.
Существует закрытый перечень оснований, по которым налоговым органом может быть осуществлена приостановка операций по счетам. В любом случае, первое, основное и единственное, что необходимо сделать — устранить основание этой блокировки.
Например, если блокировка произошла из-за непредставления декларации, то необходимо представить декларацию или расчет. Если произошло приостановление операции по счетам (или блокировка, как часто говорят предприниматели) то, конечно, нужно погасить задолженность. Если плательщик – предприниматель, юрлицо – не перешел на электронный документооборот, а по кодексу обязан перейти, значит, необходимо перейти.
Максим Морозов: Если налогоплательщик не согласен с сальдо, которое на ЕНС, то, как говорят некоторые предприниматели, разобраться онлайн очень сложно: не видны списания налогов, начисление пени. На текущий момент есть общее сальдо ЕНС, но сами списания не видны, запрос акта сверки принадлежности сумм не работает, сверки неправильные. Как поступить в данной ситуации, какие существуют практические рекомендации?
Светлана Лебедева: Мы, начиная с марта, проводим индивидуальные сверки расчетов. Много уже об этом разговаривали, в том числе и с вами, и нацеливаем на это плательщиков. Недавно я проводила совещание в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате и была удивлена, что бухгалтеры, которые пришли на встречу со мной, не знают о проведении индивидуальной сверки расчетов. А это первое и основное, что необходимо сделать.
Записаться на индивидуальную сверку можно либо через сервис «Оперативная помощь» на нашем сайте, либо через онлайн-запись в инспекцию, выбрать там вкладку «не согласен с сальдо ЕНС». Можно позвонить по общему номеру телефона 8-800-222-22-22. Можно позвонить «своему» инспектору. У бухгалтеров есть «свои» инспекторы в налоговой инспекции, с кем они все время общаются, и там же произнести заветные слова: «Я хочу попасть на сверку». Запись на сверку будет осуществлена в течение пяти дней с момента такого запроса.
В ходе сверки бухгалтер увидит все, что есть в АИС, в нашем едином клиентском приложении ЕКП и сможет сверить свои платежи. Здесь еще необходимо сказать, что на прошлой неделе мы стали выдавать справки о принадлежности платежа. Вы сказали, что они не выдаются, я понимаю, что информация совсем свежая. Мы стали выдавать справки о принадлежности платежа, мы сами их посмотрели и на этой неделе, и на той неделе, я сама их смотрела. Там все понятно: в первом разделе — все платежи, которые учел налоговый орган, во втором разделе — все, что произошло с соответствующим обязательством по прибыли, по НДС, по другим налогам. Так что, есть два варианта: либо запросить справку о принадлежности платежа, которую мы начали выдавать, либо, если хочется еще более расширенно понять, что произошло — прийти к нам на индивидуальную сверху, это тоже очень просто.
Максим Морозов: Компания внесла на налоговый счет сумму, достаточную для покрытия всех своих обязательств перед бюджетом, при этом у нее имеются текущие начисления, недоимка, пени, штрафы, полный набор. В какой последовательности налоговики спишут деньги с ЕНС?
Светлана Лебедева: Последовательность списания средств с Единого налогового счета установлена положениями 45 статьи Налогового кодекса. Недавно были внесены изменения, с 29 мая порядок такой:
сначала спишется налог на доходы физических лиц, недоимка по НДФЛ (стандартно, как и было с 1 января, начиная с момента наиболее раннего возникновения), затем текущий НДФЛ, затем недоимка по другим налогам, начиная с наиболее ранее даты возникновения, затем текущие налоги, пени, проценты, штрафы.
Максим Морозов: Можно ли получить в инспекции информацию о расшифровке сумм, сформировавших сальдо по Единому налоговому счету?
Светлана Лебедева: Да, конечно, это и есть либо справка о принадлежности платежа, либо в ходе индивидуальной сверки. Безусловно, в личном кабинете тоже есть информация. В личном кабинете визуализируется несколько вкладок, например, такая вкладка как «Операции ЕНП» показывает просто пооперационный учет. Вы же помните, Максим, мы обещали плательщику, что мы раскроем всю нашу «внутрянку». Плательщик будет видеть учет своих операций нашими глазами, глазами налоговика. Мы это сделали, мы реализовали это в личном кабинете.
Мы столкнулись с тем, что бухгалтеру неудобно смотреть, как налоговику. Бухгалтер хочет смотреть как бухгалтер. Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы в личном кабинете была другая визуализация, которая позволит плательщику было более удобно смотреть не пооперационный учет, а видеть то, про что он обычно говорит так: «Я заплатил, хочу узнать, средства пошли на НДС, на прибыль или куда они шли раньше?».
Бухгалтеру ведь как удобно? Раньше платили платежным поручением, писали конкретный налог, срок уплаты, период и переводили 100 рублей. Бухгалтер был уверен, что эти 100 рублей, естественно, ушли в этот налог. Мы всегда говорили, что из-за ошибок в формирования платежных поручений как раз эта уверенность и колебалась, потому что средства часто не доходили до того налога, который бухгалтер заплатил. Теперь внедрен Единый налоговый счет, где налоговый орган самостоятельно распределяет средства. Естественно, бухгалтеру интересно, куда распределили средства. Личный кабинет мы еще доработаем, визуализация будет гораздо более понятной и удобной.
Максим Морозов: Можно ли не подавать уведомление об исчисленных суммах ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, если они указываются в декларации за отчетный период?
Светлана Лебедева: Не только можно, но и нужно, потому что налог на прибыль не относится к налогам с авансовой системой. Уведомление нужно подавать только по налогам с авансовой системой. Единственное исключение — это если организация является налоговым агентом по налогу на прибыль. Тогда организация подает такие уведомления по соответствующим КБК доходов. Но, если организация не является налоговым агентом по налогу на прибыль, тогда уведомление вообще подавать не надо.
Максим Морозов: Как исправить ошибочное уведомление? (Как исправить ошибку в платежном поручении при оплате налога?) Что делать, если налогоплательщик ошибся при заполнении платежки (в полях КБК, ИНН налогового органа, ИНН налогоплательщика, ОКТМО). Как можно уточнить платеж? Целый комплекс вопросов, связанных с исправлением ошибок.
Светлана Лебедева: С внедрением ИНС с 1 января 2023 такое понятие, как «уточнение платежей» ушло в прошлое. Платежи больше не уточняются. Если эти вопросы задает налогоплательщик, который платит по-старому, у нас 2023 год — это переходный период, разрешается плательщику платить по тем налогам с авансовой системой, где нужно подавать уведомление, платежными поручениями, распоряжениями со статусом «02». Если в таком платежном поручении – распоряжении со статусом «02» совершена ошибка, то ее исправить можно только путем подачи уведомления.
Что касается самих уведомлений, если ошибка произошла в сумме, то нужно просто подать новое уведомление, указав там новую сумму, оно «затрет» предыдущее. Если ошибка была совершена в КБК и в отчетном периоде, то нужно полностью заполнить все реквизиты, как заполняли до этого уведомления, и поставить в сумме ноль. Такое уведомление с нулевой суммой «затрет» предыдущее уведомление. Дальше — подать свежее корректное уведомление с правильным КБК, отчетным периодом, годом, ОКТМО, ИНН и КПП. К сожалению, плательщики иногда ошибаются даже в своем ИНН.
Максим Морозов: Будут ли применяться меры взыскания задолженности в переходный период до завершения сверки по вопросам формирования достоверного сальдо расчетов ЕНС?
Светлана Лебедева: Да, мы уже выставили первые пулы требований, но здесь необходимо отметить, что все осуществляется через прединформирование. Сначала плательщику, у которого есть отрицательное сальдо, направляется уведомление о том, что у него есть такая задолженность и будет применена мера взыскания, в соответствии с 69 статьей Налогового кодекса, выставлено требование об оплате. Следующая меры — это инкассовые поручения, они также будут выставляться только через прединформирование, то есть налогоплательщик будет уведомлен о том, что он не погасил задолженность в срок, установленный в требованиях об оплате, и будет применена мера, обозначенная в 46 статье НК.
Все это делается для того, чтобы у налогоплательщика появилось время и возможность прийти к нам на индивидуальную сверку, и, если он не согласен с сальдо, разобраться – где же правда.
Максим Морозов: Каков порядок распоряжения положительным сальдо ЕНС? Предприниматели и бухгалтеры просят пояснить разницу между зарезервированной суммой и сальдо ИНС, механизмом возврата зарезервированной суммы на ИНС, а также порядок оспаривания сальдо по Единому налоговому счету.
Светлана Лебедева: Что такое «зарезервированная сумма»? Действительно, с тех пор, как открылись личные кабинеты плательщиков, возникает очень много вопросов: что это за «резерв»? В 263 Федеральном законе, с учетом поправок 565 Федерального закона от 28 декабря, установлен следующий порядок и основание резервирования сумм по налогам: страховые взносы, региональная часть налога на прибыль. Эти налоги зарезервированы. По страховым взносам – это постановление 776 об отсрочке, там средства еще остались. Региональная часть налога на прибыль зарезервирована, потому что это поддержка региональных бюджетов. Разрезервировать эти суммы, то есть поднять их на ЕНС, а ЕНС — это «кошелек», можно путем подачи заявления на отмену зачета. Когда мы проводим вебинары, мы об этом отдельно рассказываем, показываем форму заявления. Итак, это поднимается путем подачи заявления на отмену зачета.
Что такое сальдо ЕНС? Это и есть ваш «кошелек». Если в нем есть положительное сальдо сто рублей, это значит, что в вашем «кошельке» лежит 100 рублей, вы можете ими распоряжаться по своему усмотрению. Можете оставить их там же, соответственно, они пойдут на уплату следующих налогов. Можете забрать путем подачи заявления на возврат либо перечислить третьему лицу путем подачи соответствующего заявления.
Итак, сальдо ЕНС — это ваш «кошелек», это ваши средства, вы вправе ими распоряжаться. Резерв произведен в соответствии с законом. Для того, чтобы поднять резервирование по страховым взносам региональной части налога на прибыль, нужно подать заявление на отмену зачета.