Для Северной столицы такой формат имеет во многом особое значение, отмечают некоторые эксперты. Вокруг того или иного заведения часто слагаются целые легенды о том, что в свое время там любили посиживать Хармс, Бродский или Цой. Что, конечно, притягивает туда петербуржцев, а также сочувствующих гостей города, которые не найдут такой питейной культуры в других регионах. Впрочем, в секрете возросшей в последнее время популярности формата есть и более практичная сторона — рост цен на импортные напитки. Настойки, как отмечают участники рынка, не просто дешевле, а дешевле в разы. Например, себестоимость производства полулитра в зависимости от сырья сейчас оценивается примерно в 500-700 рублей. При том, что не самый дорогой коньяк или виски обойдется у поставщика в две тысячи. Конечно, и продавать его клиенту станут дороже, чем настойку, но сейчас далеко не всегда на него есть высокий спрос. В отличие от настоек, средняя цена за которые в петербургских заведениях сейчас составляет от 120 до 170 рублей. О секрете популярности этого сегмента общепита и потолке для его роста рассуждает учредитель и генеральный директор May Be Bar Людмила Быкова:
При этом такой формат очевидно интересен не только потребителю, но и бизнесу. Так, по данным Franshiza.ru, которые приводит «Коммерсантъ», с начала 2024-го спрос на франшизы баров и рюмочных вырос на 13% год к году. Для предпринимателей открытие таких заведений выгоднее, чем любой другой формат общепита, поскольку рюмочная — место с высокой рентабельностью, говорят эксперты. А настойка — одна из самых маржинальных позиций в общепите в принципе, наценка на нее порой может достигать 700%. Кроме того, классическая рюмочная обычно не требует большого числа персонала, с которым сейчас острый дефицит. Например, в будни заведение вполне может обойтись двумя работникам — один на кухне, второй за баром, а в «аншлаговые» пятницу и субботу за стойку зачастую совершенно не стесняются вставать сами владельцы заведений, решая одновременно и кадровый вопрос, и значительно сокращая ФОТ. Впрочем, по словам владелицы нескольких петербургских питейных заведений, в том числе, и рюмочной, Екатерины Бокучавы, у такого формата, несмотря на его популярность, все еще остается неискоренимая негативная коннотация:
Стоит добавить, что омрачить уверенное развитие этого сегмента общепита в Северной столице может только скорое принятие поправок в закон об обороте алкоголя. В частности, продавать его после 23 часов разрешат только заведениям формата «ресторанов» — со штатом сотрудников, полноценной кухней и с соответствием нескольким другими критериями, под которые по тем или иным причинам могут не попадать некоторые рюмочные.