Минфин ставит «под ружье» ЦБ и МВД. За год они должны наладить оперативный обмен данными. Сейчас же, как отмечают в ведомстве, коммерческие банки рассматривают обращения от правоохранительных органов до 30 дней. За это время фейковые колл-центры успевают не только вывести деньги жертвы, но и, что называется, сменить все пароли и явки.
Только за прошлый год мошенники похитители с банковских карт россиян около 10 млрд. рублей. При этом число инцидентов стабильно растет. Если в 2019-м х было 500 тыс., то в 2020-м уже 770. В подавляющем большинстве случаев преступники используют методы т.н. «социальной инженерии», когда граждане добровольно предают конфиденциальные данные под тем или иным предлогом. Фактически это освобождает банки от необходимости выплачивать компенсации, соответственно и стимула реально бороться с фейковыми «службами безопасности» у них нет, считают эксперты. Но и подход Минфина вызывает недоумение, - продолжает гендиректор компании «ЮрФинКонсультант» Дмитрий Зеленко.
Гендиректор компании «ЮрФинКонсультант» Дмитрий Зеленко У нас традиционно борются свобода и безопасность. И здесь, судя по всему, наше законодательство решило поступиться свободой для того, чтобы обеспечить большую безопасность. У нас будут дополнительные основания для того, чтобы признать любую транзакцию подозрительной, заблокировать и потребовать дополнительные подтверждения верификации от пользователя. С одной стороны, это, наверное, хорошо. А с другой стороны, для чего в течение последних нескольких лет в банках вводилась запись голоса? Для того, чтобы облегчить, идти в ногу со временем, для того, чтобы ускорить, улучшить и адаптировать под гражданский оборот современные методы цифровизации.
В Банке России на инициативу смотрят с большим оптимизмом. Как ранее заявил СМИ первый замглавы департамента по информационной безопасности Артем Сычев, объединение усилий с МВД существенно повысит процент возвращения похищенных средств. Параллельно правоохранители, ЦБ и Роскомнадзор начали работу по созданию единой базы телефонных мошенников. Мнение руководителя аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов.
Руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир УльяновПодобные меры не позволят нам искоренить проблему, не позволит бороться со всеми мошенниками. Тем более, они сейчас меняют и номера телефонов, и используют новые технологии, чтобы не было такого, что по одному номеру расследовать и всё. И тем не менее, это, в принципе, правильный, хороший ход. Сбор информации из разных источников – тоже полезная штука. Причем не только в рамках глобальной борьбы на долговременную перспективу, но и прямо сейчас. Когда у нас выявляют конкретный телефонный номер, с которого идет массовый обзвон, может, он не так много людей успеет обзвонить, его своевременно прикроют.
Свои предложения есть и у ФСИНа. Еще в прошлом году ведомство собиралось запросить из федерального бюджета 3 млрд рублей на борьбу с т.н. «тюремными колл-центрами». Средства нужны были на установку оборудования для подавления сигналов мобильной связи. А на днях ведомству разрешили требовать от мобильных операторов отключать номера, которые используются заключенными.