Пандемия, дорогое сырьё и падение спроса. Из-за коронавируса с трудностями столкнулись более 50% бизнесменов. Как пишет «Газета.ру» со ссылкой на исследование компании ESET, предприниматели надеются, что решить проблемы получится, в частности, с помощью дополнительных инвестиций в целом и благодаря пересмотру стратегии ведения бизнеса. Ранее Forbes опубликовал аналитические данные сервиса «Актион Финансы», согласно которым в 2020 году число убыточных или показавших нулевую прибыль компаний увеличилось почти на 60%. Величина прибыли на фоне коронакризиса приобретает для собственника особую актуальность. О том, как узнать объективное состояние дел на предприятии – в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с президентом холдинговой компании «Созвездие Водолея» Владимиром Хильченко в проекте «Бизнес-Доктор».
Максим Морозов: В студии Максим Морозов. Сегодня я рад приветствовать президента холдинговой компании «Созвездие Водолея» Владимира Хильченко. Владимир Ефимович, здравствуйте!
Владимир Хильченко: Здравствуйте, Максим!
Максим Морозов: В эфире программа «Бизнес-Доктор». Мы встречаемся в каждый последний четверг месяца. Переходим к теме ноября: «Знает ли собственник результаты работы предприятия, есть прибыль или нет?» Какими методиками можно пользоваться для анализа результатов работы предприятия?
Владимир Хильченко: По моей оценке, порядка 90% частных предприятий сегодня пользуются единственной системой –бухгалтерским учётом. Бухгалтерский учёт на предприятии предназначен для правильной выплаты налогов. Но с точки зрения генерального директора, финансовую информацию о финансовом результате работы предприятия из бухгалтерского учёта вы не получите. Потому что, в основном, бухгалтерский учёт – это система учёта, которая разнесена на 1 и 31 число. В бухгалтерии, к сожалению, отсутствует понятие, например, расчёта себестоимости. Поэтому если ты имеешь только одну бухгалтерию – всё, забудь о том, что ты знаешь результат работы предприятия («ты» – имеется в виду директор). Цифры, которые тебе выдадут по бухгалтерскому балансу, на основании которых начисляются налоги, никакого отношения к реальному результату работы не имеют. Что нужно директору предприятия? Для того, чтобы знать результат, вначале нужно посчитать себестоимость продукции, которую выпускает ваше предприятие. А это далеко не простой вопрос! К сожалению, отсутствует экономический отдел. Соответственно, не посчитана себестоимость выпускаемой продукции. На каждом предприятии будут свои виды себестоимости. Нужно уметь этим управлять. Поэтому в обязательном порядке на каждом предприятии требуется экономическая функция: экономический отдел или экономическое управление, или финансово-экономическое управление (как угодно назовите), которое формирует генеральному директору отчёт по финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Максим Морозов: Давайте перейдём к методикам, благодаря которым складывается объективное представление о результатах работы предприятия.
Владимир Хильченко: Сегодня большинство предприятий использует систему «1С». Но когда ты не знаешь, что считать, какой показатель, ты не пользуешься возможностями этой бухгалтерской программы. Её нужно переделать под экономические составляющие. Этого нет в большинстве предприятий. Мы разработали методику. Что значит «методика»? Это финансовая политика предприятия. Упрощённо скажу – это алгоритм оценки результатов деятельности предприятия. Мы это ещё называем «внутренняя финансовая модель работы предприятия», которая держится на основе расчёта себестоимости выпускаемой продукции и определения всех видов и структур затрат. Мы пользуемся только накладными и прямыми затратами, плюс, понятно, выплата налогов. Поэтому у нас следующие виды затрат – прямые, накладные, налоговые. И выручка. Четыре составляющих по этой методике, по нашей внутренней финансовой модели. Мы всё делаем через моделирование. Результат мы моделируем заранее.
Максим Морозов: Есть сложный случай – многопрофильное предприятие. В чём сложность определения результатов его работы?
Владимир Хильченко: Многопрофильность – это разные бизнес-процессы. Например, возьмём завод, который выпускает футболки и джинсы. Разные линии, разные цеха. У нас это называется «центр формирования доходов»: один – на футболках, другой – на джинсах. Разная структура затрат: тут – только нитки и наклейки, а там – заклёпки, молнии и так далее. Совершенно другая номенклатура. Поэтому составляются абсолютно разные модели работы подразделений. Это я указал только для примера – прямые затраты на выпуск продукции. Но есть ещё накладные затраты. Общецеховые, офисные, коммерческие затраты, реклама и так далее. Очень непросто выстроить систему разнесения этих затрат. Ни один бухгалтер сделать это не в состоянии, ему всё равно: для него счёт такой-то, счёт такой-то, туда отнёс или сюда, не понимая сути. А от этого очень сильно меняется цена, по которой продаётся продукция. И часто предприятия, которые так не делают, продают товар дешевле себестоимости.
Максим Морозов: Генеральный директор это понимает?
Владимир Хильченко: Чтобы генеральный директор мог понимать, он как минимум должен обладать методиками, инструментами работы руководителя. А большинство этим не обладает. Надо учиться. Ты не можешь принять решение без этого.