В Смольном заявили, что в 2025 году доходы городского бюджета превысят 1,32 триллиона рублей. На первом месте в структуре поступлений остаётся НДФЛ — около 40%, на втором — налог на прибыль организаций — примерно 30%. Согласно прогнозу, в 2026 году доходы бюджета должны составить 1,4 триллиона, а в 2027 году — преодолеть отметку в 1,5 триллиона рублей. При этом около четверти расходов приходится на так называемые «расходы развития», в частности, на реализацию Адресной инвестпрограммы в ближайшие три года планируется направить более 800 миллиардов рублей. Принципиальный вопрос: как финансовые власти будут поддерживать городскую промышленность и преодолевать дефицит кадров? Об этом шеф-редактору Business FM Петербург Максиму Морозову рассказал вице-губернатор Алексей Корабельников.
Максим Морозов: Алексей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как меняются подходы к поддержке промышленности с учётом беспрецедентного дефицита кадров?
Алексей Корабельников: Мы продолжаем программы поддержки промышленности, запущенные в предыдущие годы. Если говорить о кадровой политике, то мы запускаем несколько новых пилотных проектов.
Комитет по промышленной политике предложил стимулировать петербургские компании, которые внедряют роботизированные комплексы. Мы приняли решение поддержать эту программу, соответствующие субсидии для предприятий будут предусмотрены в проекте бюджета.
Нам видится, что это поддержит и нашу промышленность, особенно тех, кто в Петербурге занимается производством роботизированных комплексов, и окажет поддержку с точки зрения решения проблемы кадров. Часть программ направлена на то, чтобы стимулировать людей, но мы видим, что это непростая задача, поэтому параллельно надо работать и с повышением производительности труда, чтобы те же самые задачи, которые сейчас решает промышленность, решать меньшим объёмом кадров.
Максим Морозов: Какие действующие меры поддержки показали свою эффективность и будут продолжены?
Алексей Корабельников:
Мы будем поддерживать кадровую политику через продолжение программы субсидирования аренды жилья для тех, кто переезжает из других регионов. Будем внимательно смотреть, насколько эта программа работает. Сейчас вся нормативка в городе принята. Запущены процедуры по приёму заявок.
Пока нет понимания того, как это отработает в 2024 году, но мы договорились, что на следующий год эту программу продолжим, и по результатам двух лет будем смотреть, насколько она эффективна и как решает задачи, которые стоят перед нами.
Максим Морозов: Расскажите, пожалуйста, как будет докапитализироваться Фонд развития промышленности.
Алексей Корабельников: Если говорить о докапитализации фондов, то мы на протяжении нескольких лет выделяли достаточно серьёзные средства. В частности, в этом году фонд докапитализирован на 4 миллиарда, в таком же объёме была докапитализация в прошлом году. В фонде накоплены достаточно большие объёмы средств, которые распределяются между организациями. Средства возвратные, фонд получают эти деньги через определённый период времени, имеется возможность снова направлять их в экономику.
В следующем году докапитализация будет, но в несколько более скромном объёме. Сейчас в проекте бюджета на Фонд поддержки промышленности заложено около 300 миллионов рублей. Вместе с тем, мы для себя, помимо бюджетных решений, видим задачу, связанную с более плотной работой по линии комитета по промышленности с федеральным Фондом развития промышленности.
Мы понимаем, что в условиях высоких ставок в экономике предприятиям нужна поддержка, в том числе точечная поддержка проектов, реализуемых в городе. Но инвестиционные проекты, которые запускаются в Петербурге, как правило, достаточно серьёзного объёма и даже при условии существенной докапитализации наших фондов не хватит средств для того, чтобы существенным образом поддержать такие крупные городские проекты. Поэтому, на мой взгляд, необходимо в максимальной степени перенаправить усилия на то, чтобы сопровождать наши предприятия при взаимодействии с федеральным фондом, который обладает значительно большими ресурсами, и привлекать федеральные деньги для решения городских задач.