Форум МЫ - 9 марта моб

Вести неэтичный бизнес становится невыгодно

«Не могу себе позволить быть этичным». Морально-нравственные категории по-прежнему остаются прерогативой крупного, чаще – международного - бизнеса. Небольшие компании убеждены, что этика – тормоз для прибыли. Впрочем, и неэтичным оставаться становится невыгодно. О том, как перевести абстрактные понятия в деньги, рассуждали участники круглого стола, организованного Высшей школой менеджмента СПбГУ и Российской ассоциацией этики бизнеса.

Увязать финансовые показатели компании и выполнение этического кодекса сложно. Корпоративная культура, безлимитное посещение спортзала и бесплатное обучение, а также социальные проекты табачных компаний и производителей алкоголя воспринимаются среднестатистическим бизнесменом цинично, как попытка замолить грехи прошлого: кто-то занимается вредным производством, другие заработали первоначальный капитал не очень честным путем. Рассуждает кандидат экономических наук Андрей Липатов.

Между тем, все больше компаний делают вывод, что можно зарабатывать, принося пользу (иначе, вероятно, не было бы столь ожесточенной борьбы за гранты). Одновременно приходит понимание обратного: «бесполезный» бизнес рискует стать убыточным. Это уже демонстрируют запросы потребителей поколения Z, которые отказываются покупать товары, если их изготавливают с использованием детского труда или если производство наносит вред экологии. Комментирует гендиректор компании Red Арам Пепанян.

Компании и даже индивидуальные предприниматели получают оценки «снаружи» уже сегодня. Показательный пример: многие клиенты отказываются садиться в машину к таксисту Uber, если его рейтинг ниже 3-х. Продолжает совладелец группы туристических компаний «Синдбад» Рашид Велемеев.

Мотивировать бизнес к внедрению «высокой культуры» могут не только клиенты, но и партнеры. Международные компании, прошедшие IPO, крайне внимательно относятся к поставщикам и контрагентам: помимо прозрачной финансовой отчетности, белой зарплаты и отсутствия претензий налоговой, от них могут потребовать, например, внедрения системы бережливого производства или экологических стандартов. Рассказывает исполнительный директор петербургского представительства Американской торговой палаты Мария Чернобровкина.

Другой вопрос, что любые стандарты поведения применимы лишь в закрытых структурах. Того, кто не исполняет пиратский кодекс, не пустят в порт. Свои правила есть в различных сообществах: у силовиков, чиновников, узких специалистов. А в бизнесе единого этического кодекса пока нет, - отмечает председатель совета директоров АРИН Андрей Тетыш.

Сформулировать этический кодекс намерены основатели Российской ассоциации этики бизнеса. Как рассказал директор Ассоциации Максим Сторчевой, также в перспективе планируется проводить мониторинг репутационных рисков, рассматривать успешные кейсы и внедрять перспективные практики в деятельность различных компаний. Как выразился по этому поводу один из участников дискуссии, «полет, конечно, высокий, но почему бы нам не стремиться к идеалам».

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.