ЦБ 23.06
$87.96
94.26
ММВБ 23.06
$
<
BRENT 23.06
$85.02
7478
RTS 23.06
1115.39
Telega_Mob

В ВШЭ представили новую методику определения деловой активности на основе поисковых запросов

Измерять деловую активность и делать краткосрочные экономические прогнозы на основе интернет-запросов можно будет быстрее и дешевле. Во всяком случае, так утверждают в ВШЭ, где создали и запатентовали новую методику изучения общественного мнения. Чем разработка отличается от классических опросов ЦБ, ВЦИОМа и РСПП, а также какие настроения новый индекс фиксирует в Северной столице — в материале обозревателя Business FM Петербург Татьяны Копыловой.
Эксклюзив

Поисковые запросы в интернете - Фото: John Schnobrich / unsplash- Источник

В основе разработки лежит анализ интенсивности поисковых запросов в Интернете в оперативном режиме. Замерять настроения представителей бизнеса и потребителей можно будет с точностью до региона или даже города. Чтобы сформировать поисковый образ, исследователи отобрали 24 слова и словосочетания, связанные с неопределенностью и ожиданиями. Среди этих терминов, например, «курс доллара», «курс рубля», «ипотека», «санкции», «инфляция», «ключевая ставка», «фондовый рынок» и другие. Их и использовали для расчета общего индекса ожиданий деловой активности. «Обкатали» новую методику на периоде с 2010 по 2022 год. И, как рассказали эксперты Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ, полученные индексы максимально точно повторили классические опросные: например, индекса ожиданий деловой среды РСПП или индекса потребительских настроений ЦБ и ВЦИОМ за последние 12 лет. Впрочем, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников убежден, что заниматься прогнозированием на основе интернет-запросов — далеко не лучшая идея:

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников Огромное количество людей не пользуется запросами через «Яндекс», через какие-то другие сети, поэтому, если показать активность сегмента молодежного или сегмента с определенной культурой потребления, то да, их оценивать можно. Все остальные в этот опрос просто не попадут, выпадут из статистики. Опросы должны быть очные, опросы должны быть квотные. Нужно опрашивать население с четкой совершенно квотой по возрасту, полу, доходам, месту жительства и так далее, и так далее. Сложнейший вопрос, как эту выборку формировать, но тогда да, можно говорить о реальных результатах. Если делать как проще, для того, чтобы отчитаться, то можно через интернет, можно через телефон, через колл-центры: массив будет, обработали, тут ума не надо, это чисто математика.

Проверка новой методики на данных предыдущих лет, кроме всего прочего, показала, что активнее всего реагирует на различные экономические шоки население богатых регионов, пишет РБК. К которым с уверенностью можно отнести и Петербург. Но это абсолютно логично, учитывая высокую финансовую грамотность жителей мегаполисов и больше сервисов, к которым можно обратиться. Что касается сырьевых или аграрных регионов, например, Ленинградской области, то в них эксперты на основе поисковых запросов в интернете отмечают практически полное отсутствие колебаний в ожиданиях бизнеса. Но только потому, что там предприниматели в принципе ориентированы на выживание и находятся в состоянии перманентного кризиса, резюмируют исследователи ВШЭ. Что касается стоимости таких исследований, то разработчики настаивают на том, что они будут на порядок дешевле привычных опросов. Генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин рассуждает, инвестиции какого объема могут понадобиться для функционирования системы:

Генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин Тут ситуация такая: можно сказать, что здесь от нескольких сотен тысяч рублей до бесконечности. Почему? Потому что можно под это дело увеличивать ресурсы и вычислительные, и совершенствовать программное обеспечение, которое занимается обработкой этих данных. То есть, повышая таким образом точность и переходя на микроуровни: в разрезе каких-то отраслей и подотраслей, в разрезе регионов и подрегионов, опускаясь вплоть до микрорайона. Одним словом, можно все это развивать и масштабировать. И тратить миллионы, десятки миллионов рублей: есть реальный спрос, то почему нет?

Добавим, что безусловным преимуществом нового метода определения предпринимательских настроений может быть впечатляющая выборка из числа аудитории, например, того же «Яндекса». Сейчас у самого популярного российского поисковика она составляет около 90 миллионов человек в месяц.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Если в 2019 году правоохранители зафиксировали 22 500 инцидентов, то к 2023-му их стало больше на треть, говорится в сводной статистке МВД. На этом фоне…
Business FM Петербург попросил экспертов Северной столицы прокомментировать события.
В связи с репетицией праздника Дворцовый и Троицкий мосты разведут на несколько часов раньше.
Шесть из них располагаются на синей ветке. Речь идет о станциях «Фрунзенская», «Технологический институт», «Парк Победы», «Электросила», «Удельная», «Озерки»…

Комментарии

    130
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.