Маркировка не напугала производителей контрафакта. Нелегальной продукции меньше не стало, при этом мощный удар пришелся по добросовестным игрокам, - говорят эксперты. В профильных структурах с этим не согласны. По их мнению, обеление рынка идет полным ходом. На чьей стороне правда, разбирался обозреватель Business FM Санкт-Петербург Максим Тихонов.
Только за три последних месяца доля нелегального табака в России выросла почти на 20%. Аналогичная проблема с алкоголем. На днях в горах Сочи правоохранители «накрыли» склад с 25 тоннами сомнительной спиртосодержащей продукции. Вспомнить также можно уличную и стационарную торговлю либо без обязательных сертификатов, либо с поддельными документами. Последнее вызывает особую настороженность, - рассказал на пресс-конференции в НСН директор по стратегическому развитию государственного инновационного центра текстильной и легкой промышленности Константин Бандорин:
Директор по стратегическому развитию государственного инновационного центра текстильной и легкой промышленности Константин Бандорин Если бы мы встретились лет 6-7 назад, я бы сказал вам, что черный рынок сертификации - это просто принтер в помещении три на три метра, бумажка на цветном принтере за пятьсот рублей. Сегодня мы говорим о сером рынке, который имеет нарушения, которые можно фиксировать, с которыми можно работать. В большинстве случаев это сертификаты, выданные с нарушением правил, либо сертификаты, выданные без протоколов проведения испытаний.
При этом, по мнению ряда экспертов, обязательная маркировка продукции не только не исправила ситуацию, но и усугубила ее. Контрафакта меньше не стало, но с рынка ушли десятки легальных игроков, особенно небольших, для которых процедура оказалось непосильной. Все «по-черномырдински»: хотели, как лучше, а получилось, как всегда, - отмечает президент компании Zenden Group Андрей Павлов:
Президент компании Zenden Group Андрей Павлов Весь этот набор мер не защитил рынок. Получилось, что изменения на рынке ударили по легальным предпринимателям, а на смену пришли огромнейшие сети с контрафактным товаром. Магазины по 2,3,5 тысяч метров, которые управляются мигрантами. Вот это называется, мы навели порядок. Практически все эти сети работают на льготном режиме УСН и зарегистрированы не по месту наличия магазина.
У оператора маркировки ЦРПТ, как пишут СМИ, иное видение ситуации. По их данным, за год система маркировки способствовала сокращению числа нелегальных товаров в пять раз. Кроме того, введение обязательных требований к производителям обуви, товаров легкой промышленности и лекарств показало, что стоимость продукции осталась на прежнем уровне, - резюмировали в организации.