По данным «Интерфакса», эстонские, шведские и финские специалисты по безопасности провели предварительное исследование судна и дна вокруг него. Напомним, кораблекрушение оказалось крупнейшим по числу жертв в Балтийском море в мирное время. На борту находились 989 пассажиров и членов экипажа, погибли и пропали без вести 852 человека. Официально считается, что паром затонул из-за отвалившегося в условиях шторма запорного устройства. Однако, после выхода в 2020 году документального фильма на платформе Discovery, появилась новая версия, согласно которой на корпусе имеется повреждение размером почти четыре на полтора метра. Что могло стать причиной кораблекрушения? Рассуждает президент группы компаний «Городской центр экспертиз», капитан третьего ранга в запасе Александр Москаленко.
Особенность конструкции Estonia в том, что у неё аж две конструкции, которые позволяют въезжать и выезжать автомобилям. Подобное есть на десантных кораблях. Мы все видели эти кадры, когда корабль подходит к берегу и у него нос открывается и раздвигается, а оттуда лихо выезжают танки, бронетранспортеры, наша славная морская пехота. Конструкция очень сложная. В период службы мне доводилось ходить на этих десантных кораблях, и я видел, что вот эти конструкции не герметичны как бы ни пыжились. Вода все-таки потихонечку поступает. Грубо говоря это не прочный корпус. Соответственно, надо понимать, что в Estonia эта конструкция весьма слабый элемент в конструкции всего судна.
Дальше интересно. Корабль был построен почти за 15 лет до трагедии, соответственно свалить на то, что конструкция была плоха, судостроители что-то наваяли не приходится. Значит проблема в эксплуатации. Какие могут быть проблемы? Первая – молодая эстонская судоходная кампания не шибко внимательно следила за состоянием этих вещей, не заметили каких-то трещин. Металл устаревает, тем более конструкция, которая непрерывно открывается и закрывается. Второе – судно попало в шторм. Ветер 20 м/с тем более на море – это достаточно серьезное испытание. Добавьте сюда высокие волны. Когда судно идет, да еще и на приличном ходу, оно регулярно ударяется в некий холм. Представьте себе автомобиль, который бьется раз за разом в не очень удачного лежачего полицейского. Здесь примерно тоже самое происходит. Я склонен думать, что официальная версия о том, что не выдержала носовая часть судна ударов волн правильная.
Что касается пробоины, как говорится, вскрытие покажет. Хотел бы обратить внимание вот на что: это не маленькое судно. Если вы посмотрите историю боевых кораблей, сражения, когда они друг в друга стреляют из пушек, судно, наверное, на дно не уходит. В данном случае если бы был какой-то взрыв, например, внутри, как предполагают, либо мина какая-то всплыла со Второй мировой войны, или кто-то торпедой саданул, время на то, чтобы подать сигнал и сказать «ребята, у нас был взрыв» у экипажа было. Этого сделано не было, поэтому, скорее всего, взрыва в этот момент не было.
Таинственность истории добавляет и заявление руководителя эстонского центра расследований Рене Арикаса. Как пишет газета Postimees, эксперт рассказал, что все дни работу по обследованию затонувшего парома осложнял неизвестный сигнал, происхождение которого не установлено.
Что это был за сигнал? Я хорошо помню, как в конце 70-х, начале 80-х годов по всему океану были квакеры, которых мы воспринимали как оружие наших потенциальных противников – американцев, а американцы воспринимали как новые системы обнаружения их подводных лодок со стороны СССР. Нет никакой информации по этому вопросу.
Повреждения корпуса размером 4х1,2 метра. Оружие, которое могло бы нанести такой удар из известных мне систем вооружения, стоящих на вооружении не только наших подводных лодок, но и подводных лодок наших вероятных противников, мне неизвестно. Скорее всего никакого оружия против этого корабля не применялось.
Я прочитал о нападках Эстонии на Швецию и якобы встречу этого судна с одной из подводных лодок. Даже характер пробоины, которая есть на Estonia говорит о том, что подводная лодка. Если она осуществляет всплытие не может проделать такую пробоину в судне, которая выходит за ватерлинию. Если предположить. что подводная лодка Швеции осуществляла какое-либо всплытие на перископную глубину, то в момент касания судна, пускай будет это паром Estonia, командир сразу же говорит «аварийное погружение», и лодка уходит на глубину.
То, что я вижу сейчас, скорее всего Estonia получила при погружении на скорости 10–12 узлов на дно могло как раз задеть бортом гранитные скалы, которые находятся на дне Балтийского моря и тем самым прорубить отверстие в борту судна, которое находится выше ватерлинии. Из 989 человек выжило 138. Если бы были взрывы на борту судна, то я думаю, что кто-либо должен был услышать эти взрывы.
Отметим, что родственники погибших неоднократно требовали дополнительно расследовать причины гибели парома Estonia. Предполагается, что изучение собранных недавно материалов займет около полутора лет.