В первый месяц нынешней осени в Северной столице продали всего 59 электрокаров — против 127 в аналогичный период 2023-го. В процентном выражении падение рынка составило 54%. Если анализировать ситуацию поквартально, то становится очевидна негативная динамика: так, во втором квартале года дилеры и частники продали на 28% электромобилей меньше, чем во втором, а в третьем — еще на 18% меньше: 215 против 256. Это соответствует общероссийской динамике — в целом по стране электромобили тоже стали покупать реже, сократив к концу сентября спрос почти на треть — менее полутора тысяч проданных машин в общем. Эксперты объясняют спад вступлением в силу постановления о процедуре «растаможки» электромобилей из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, что в среднем на 10% увеличило цены, которые и так начинались от четырех млн рублей за достойный вариант. Ну и, конечно, виноватой признана высокая ключевая ставка, сделавшая крайне непривлекательными автокредиты. Еще об одной причине падения спроса и о том, как будет развиваться тенденция, рассуждает автоэксперт Денис Гаврилов:
Любопытно, что лидером рынка электромобилей, не только в Петербурге, но и по всей стране, является китайский Zeekr, который так и не представлен в России официально и ввозится по параллельному импорту. Так, за первые три квартала, по данным «Автостата», в Северной столице было продано 445 машин этой марки. Для сравнения, в аналогичный период 2023-го счастливых владельцев нашли только 107 экземпляров этого достижения автопрома Поднебесной. А главная мировая знаменитость среди электромобилей — американка Tesla — в Петербурге в первый осенний месяц продавалась в пять раз реже, чем год назад — всего две штуки против десяти. В целом же за первые три квартала 2024-го число регистраций этой марки снизилось на 23%: с 68 до 52 единиц. При этом электромобиль «Москвич» со стартовой ценой от 3 миллионов в сентябре продался лишь единожды. О лидерстве Zeekr в структуре продаж электрокаров и причинах падения спроса на них этой осенью в принципе рассуждает автоэксперт Дмитрий Попов:
Стоит добавить, что в Северной столице владельцы электромобилей имеют ряд достаточно существенных льгот. В частности, владельцы экземпляров мощностью до 150 л.с., произведенных в странах ЕвразЭС, до 2025 года освобождены от уплаты транспортного налога. Это касается как физлиц, так и организаций. Также они имеют возможность получить бесплатное парковочное разрешение во всех зонах платной парковки. Кроме того, в комтрансе анонсировали скорое появление зарядных станций для электрокаров в Кронштадтском и Пушкинском районах. Станции и «медленного» и «быстрого» типа будут установлены на автостоянках уже в 2025 году.