Эксперты отрасли считают, что инициатива может быть преждевременной.
Законопроект, который позволит выпустить машины без руля и людей в салоне на трассы общего пользования, уже внесен на рассмотрение в парламент. «Если этого не сделать сейчас, то разработчики уедут за рубеж», - утверждают депутаты. Предполагается, что оператор будет следить за машиной дистанционно, и в случае опасности сможет отключить двигатель. Если авария все-таки произойдет, пострадавшему выплатят страховку в размере 1 млн рублей.
Заместитель президента по технологиям некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Евгений Белянко Все нужно делать поэтапно и, наверное, когда-нибудь такие автомобили получат легитимные права для допуска на дороги, но вначале надо пройти первый этап – нужно тестировать оператора и автомобили. Цель – максимально ускорить продвижение автомобилей с высокой степенью автономности на дороге. Для этого не должно быть никаких препятствий в виде какого-то неприятного происшествия, расследования или еще чего-то. Это процесс должен идти плавно и планомерно. Существующий сейчас порядок выхода таких транспортных средств, как ни странно, рассчитан на максимальное ускорение процесса, хотя многие участники рынка с этим не согласны.
В правительстве разрешили провести испытания в городах, но с обязательным условием – в салоне должен находиться оператор для подстраховки. Первыми на дороги выйдут автомобили, оборудованные беспилотными системами «Яндекса». Также к эксперименту проявляли интерес КамАЗ, МАДИ, КБ «Аврора» и ряд иностранных автопроизводителей. Все желающие должны будут подтвердить квалификацию. Эксперты сферы уверены, что такой формат экспериментов – максимум на ближайшее десятилетие.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков В ближайшие годы беспилотники не будут ездить в одиночку без людей по двум причинам. Первая – они пока недостаточно автономны, потому что относительно легко научить автомобиль делать 95% необходимого, но на оставшиеся 5% - критические ситуации, нестандартные ситуации и т. д. и т. п. Чтобы обучить машину этим 5%, нужно очень много времени и сил. Вторая причина – юридическая. Пока не принято никаких законов, не будет абсолютно беспилотных автомобилей без участия человека на дорогах общего пользования. На каких-то выделенных территориях - возможно. На заводских, парковых зонах, которые будут огорожены так, чтобы туда не перебежала ни чужая собака, ни человек, ни корова, ни кто угодно.
К слову, в Европе пока с настороженностью относятся к тестированию беспилотников, но в ряде стран уже происходят ключевые изменения. Так, вскоре «Яндекс» начнет проводить испытания таких машин на дорогах Израиля. Аналогичные опыты с 2017 года ставят в США. Сеть пиццерий Domino's некоторое время доставляла продукцию клиентам на гибридных седанах Ford Fusion. Беспилотник подъезжал по указанному адресу, клиент вводил цифровую комбинацию, чтобы открыть дверь, и забирал пиццу. Позже опыт на вооружение взяли сервисы доставки Postmates и Walmart.