Каково приходится в школе дислексикам с присущей откровенностью однажды рассказал писатель Евгений Гришковец. В первом классе в Ленинграде он «чувствовал себя хуже среднего идиота». Филолог по образованию он до сих пор пишет с ошибками и учит дочерей и сына с той же особенностью не комплексовать.
Но не всем детям с подобной проблемой так повезло. Каждый пятый учитель или не знает об этом понятии или считает его психическим заболеванием. Удручающую статистику раскрыли участникам паблик-тока в Главном штабе Эрмитаже. Среди родителей уровень осведомленности еще ниже – каждый второй не понимает, что происходит с ребенком.
А с ребенком происходит следующее: дислексия. Это не болезнь, не приговор, и не умственная отсталость. Это особенность восприятия текста, нарушение чтения и письма. И помимо Гришковца с такими же симптомами имели дело, например, Стив Джобс, Уинстон Черчилль и ирако-британский архитектор Заха Хадид. Чтобы вырастить дислексика сопоставимого масштаба в России необходимо срочно менять подходы в образовании. В педвузах должен появиться специальный курс лекций. Сейчас это в лучшем случае пара часов на отделении логопедии. И дислектики могут отличаться талантами в математике, физике, живописи или музыке. Но взрослые в школе и дома рискуют никогда не узнать об этом.

Теперь все петербургские учителя смогут пройти онлайн-курс повышения квалификации, чтобы узнать в классе ученика с дислексией. Это поможет оказать детям своевременную помощь, изменить шкалу оценок и ввести занятия со специалистами. Программу для общеобразовательных школ разработали в Ассоциации родителей и детей с дислексией. Ее основатель Мария Пиотровская воспитывает дочь с этой особенностью и на своем примере знает, как сложно перенастраивать старую систему.

В мире существуют десятки программ и сотни центров поддержки людей с дислексией. В России движение только зарождается. При этом официальную статистику по числу детей считают заниженной. По оценкам экспертов, в строгом смысле – только с расстройством чтения - она встречается у 5% населения. Если брать различные ее типы и вариации получается 10%. Тогда как в англоязычных странах, как правило, называют цифру вдвое большую. На сайте профильная Ассоциации опубликована памятка, которая поможет родителям распознать приметы дислексии на ранних стадиях. Среди косвенных признаков может быть нарушение мелкой моторики, отказ от чтения вслух и рассеянное внимание.