В Эрмитаже стартовала Неделя знаний о дислексии

Каждый пятый ребенок в мире, иногда испытывает сложности в учебе. А у каждого второго бывают проблемы с чтением или произношением.

Каково приходится в школе дислексикам с присущей откровенностью однажды рассказал писатель Евгений Гришковец. В первом классе в Ленинграде он «чувствовал себя хуже среднего идиота». Филолог по образованию он до сих пор пишет с ошибками и учит дочерей и сына с той же особенностью не комплексовать.

Но не всем детям с подобной проблемой так повезло. Каждый пятый учитель или не знает об этом понятии или считает его психическим заболеванием. Удручающую статистику раскрыли участникам паблик-тока в Главном штабе Эрмитаже. Среди родителей уровень осведомленности еще ниже – каждый второй не понимает, что происходит с ребенком.

А с ребенком происходит следующее: дислексия. Это не болезнь, не приговор, и не умственная отсталость. Это особенность восприятия текста, нарушение чтения и письма. И помимо Гришковца с такими же симптомами имели дело, например, Стив Джобс, Уинстон Черчилль и ирако-британский архитектор Заха Хадид. Чтобы вырастить дислексика сопоставимого масштаба в России необходимо срочно менять подходы в образовании. В педвузах должен появиться специальный курс лекций. Сейчас это в лучшем случае пара часов на отделении логопедии. И дислектики могут отличаться талантами в математике, физике, живописи или музыке. Но взрослые в школе и дома рискуют никогда не узнать об этом.

Профессор СПбГУ, специалист в области психолингвистики Татьяна Черниговская Это несчастные дели. Его считают дураком в классе все. У него нет и спокойствия дома, потому что когда он приходит домой, там его ждет, разумеется, тщеславная мамаша, которая, как мы понимаем, не могла родить никого, кроме Моцарта, а ему уже 6 лет и ни одной симфонии. Да, значит, виноваты все вокруг, включая учителей, родственников. А ребенку что этому делать? Он находится во враждебной среде. А он куда бежать от этого должен? Он везде оказывается в проигрыше. Меж тем он, возможно, Билл Гейтс, возможно, он Пикассо, возможно, он Боттичелли, но пока они его не добьют насмерть, они не остановятся.

Теперь все петербургские учителя смогут пройти онлайн-курс повышения квалификации, чтобы узнать в классе ученика с дислексией. Это поможет оказать детям своевременную помощь, изменить шкалу оценок и ввести занятия со специалистами. Программу для общеобразовательных школ разработали в Ассоциации родителей и детей с дислексией. Ее основатель Мария Пиотровская воспитывает дочь с этой особенностью и на своем примере знает, как сложно перенастраивать старую систему.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский Главный учитель – это музей и учитель многих вещей. Ничто, как музей, не может воспитать самое главное в человеке – хороший вкус. Хороший вкус это не просто, что красиво и что хорошо, и какие картины хорошие или какие платья хорошие, а манера поведения, принятие решений, размышление о результатах мышления. Музей – это место, которое учит нас понимать, что различия прекрасны, что хорошо, когда люди не похожи друг на друга, что различия не должны быть предметом вражды. Это очень важная вещь, мы сегодня все время живем в обстановке войн памяти – кто кого убил, кто кого угнетал, уничтожал, кто умный, кто хороший, современное искусство или классическое искусство. Множество поводов для вражды и они выливаются часто в серьезную вражду, а музеи стараются эту вражду смягчить и превратить в диалог культур. Иногда это у нас получается.

В мире существуют десятки программ и сотни центров поддержки людей с дислексией. В России движение только зарождается. При этом официальную статистику по числу детей считают заниженной. По оценкам экспертов, в строгом смысле – только с расстройством чтения - она встречается у 5% населения. Если брать различные ее типы и вариации получается 10%. Тогда как в англоязычных странах, как правило, называют цифру вдвое большую. На сайте профильная Ассоциации опубликована памятка, которая поможет родителям распознать приметы дислексии на ранних стадиях. Среди косвенных признаков может быть нарушение мелкой моторики, отказ от чтения вслух и рассеянное внимание.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Радзинский: «У нас нет истории, есть политика, обращенная в прошлое»
О «западнике» Петре I, женщинах во власти и государственных запретах в истории России. Эдвард Радзинский представил петербургским журналистам новую книгу…
КОНСТАНТИН ДОБРЫНИН: «Картина» – это история по мотивам безумия последних лет в стране
Российская короткометражка «Картина» о цензуре в современном искусстве стала лауреатом престижной кинопремии Festigius в Лос-Анджелесе.
Ученые: ограничение доступа в интернет может негативно повлиять на успеваемость ребенка
Российские специалисты выяснили, сколько времени детям можно проводить Сети.
Забастовка курьеров OZON привела к задержкам в доставке посылок
Сегодня на работу вышли не более 5% курьеров.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.