В 2020-м россияне потратили на витамины в 2,5 раза больше по сравнению с предыдущим годом, подсчитали в компании DSM Group. И это только статистика аптечных сетей, которая не включает свободные продажи в интернете. Спрос вырос, с одной стороны, под влиянием пандемии, с другой, из-за мирового тренда на здоровый образ жизни. Наиболее активно покупали витамины C и D, а также цинк и селен – за год их продажи выросли вдвое. Впрочем, среди россиян биодобавки употребляют только 20% граждан – для сравнения в США их доля составляет около 70%, а в Японии – и вовсе 90%. Для того чтобы продукт получил статус БАДа в России, он должен быть зарегистрирован, и это в свою очередь, гарантирует, что товар прошел исследование на безопасность.
В отличие от лекарств оборот БАДов регулируется более мягкими требованиями – как следствие – большие возможности для злоупотребления. В прошлом году легальные продажи составили лишь 40% рынка. Зачастую недобросовестные производители не проходят процедуру регистрации, а просто делают декларацию соответствия. Еще одна беда – это небольшие партии товаров, поступающие из-за рубежа, которые предприимчивые россияне потом продают на досках объявлений и маркетплейсах. Возможное решение участники отрасли видят во введении маркировки. Согласно исследованию Высшей школы экономики, она поможет обелить рынок БАДов, по крайней мере, наполовину. О добровольном эксперименте с маркировкой биодобавок, который уже начался в апреле, рассказывает руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий Егор Жаворонков.
Чаще всего жертвами мошенников становятся россияне, покупающие БАДы онлайн. Ранее в Госдуму внесли законопроект, позволяющий блокировать сайты, которые продают запрещенные добавки или те, которые не имеют регистрации. Если закон вступит в силу, закрывать такие интернет-магазины можно будет без судебного решения.