Обязанность по обслуживанию оборудования в жилых домах и в других зданиях власти намерены возложить на ресурсоснабжающие организации, пишут «Известия» со ссылкой на письмо ведомства в правительство. Те, как можно предположить, делать это бесплатно не собираются. Между тем отмечается, что граждане в итоге останутся в плюсе, ведь благодаря энергоэффективным технологиям они смогут экономить на горячей и холодной воде минимум 10%, а на тепле – и того больше. Здесь, впрочем, есть пространство для дискуссии, – продолжает сопредседатель Союза потребителей России, руководитель «Школы ЖКХ» Анатолий Голов:
Напомним, что эксперименты с «умными» счетчиками начались еще в 2018 году. Тогда Госдума приняла закон об обязательной установке приборов, которые самостоятельно передают данные о потреблении электроэнергии. Теоретически все работы происходят за счет сетевых компаний, но фактически, по словам экспертов, они заложены в тариф. Другое дело, что ответственные лица серьезно отстают от сроков. Техника оказалась в дефиците. Сейчас в России производится менее 4 млн счетчиков в год, а до 2030 года потребность рынка оценивается примерно в 5 млн приборов. К качеству аппаратуры также есть вопросы, отмечает генеральный директор компании «Водоконтроль» Дмитрий Бондарь. Масштабный старт проекта в 2025 году специалисту кажется слишком оптимистичным:
К слову, в начале прошлого года Госдума одобрила предложение правительства отложить на год введение штрафов за неустановку «умных» счетчиков, что также свидетельствует об определенных проблемах. Эксперты не исключают, что мораторий будет продлен вновь, учитывая уход из России крупных производителей приборов учета, в особенности немецких. Добавим также, что ранее лидер «справороссов» Сергей Миронов раскритиковал все предложения властей переложить расходы на установку аппаратуры на потребителей. По его словам, для внедрения технических новшеств нужны еще и умные чиновники, способные найти иные источники финансирования помимо – цитата – «тощих кошельков граждан». Политик напомнил об инициативе снизить порог предельно допустимых расходов на оплату ЖКХ с 22% до 15%. В случае, если доля затрат семейного бюджета выше, то сверхнормативные расходы должны оплачиваться за счет региональных бюджетов.