ЦБ 25.04
$92.51
98.91
ММВБ 25.04
$
<
BRENT 25.04
$88.08
8148
RTS 25.04
1171.06
Telega_Mob

Сто лет «философскому пароходу»: почему белоэмигранты возвращались и гибли в СССР

Интервью с краеведом, лауреатом премии «Ангел Петербурга» Натальей Самохваловой.

Сто лет назад, в 1922 году, из Петрограда в Европу отправились так называемые «философские пароходы» с представителями старой интеллигенции, оппозиционно настроенными к советской власти. По разным оценкам, страну покинули около 300 деятелей науки и культуры. В целом, по статистике Красного креста на конец 1920 года, число беженцев приблизилось к отметке в два миллиона человек, однако точная численность эмигрантов первой волны неизвестна. Примечательно, что ещё в ходе Гражданской войны большевики начали предпринимать попытки вернуть на родину тех, кто в разное время уехал из России. Всего до середины XX века насчитывалось три больших волны реэмиграции, участники которых вошли в историю как «возвращенцы». О том, как сложилась их судьба – в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с краеведом, лауреатом премии «Ангел Петербурга» Натальей Самохваловой на встрече, которая состоялась в библиотеке имени В.В. Маяковского.

Максим Морозов: Наталья, можно выделить три волны реэмиграции. Давайте охарактеризуем каждую из них с двух сторон: почему люди стремились вернуться на родину, чем они были мотивированы, и чем было мотивировано советское государство, принимая этих людей в каждую из трёх волн?

Наталья Самохвалова: Первая волна реэмиграция произошла фактически сразу после Октябрьской революции. На родину стали возвращаться так называемые «старые идеологи большевизма», которые ещё в начале ХХ века мирно попивали кофе где-нибудь на европейских террасах и рассуждали об обустройстве России, а потом оказались востребованными.

Вторая волна произошла после Гражданской войны, примерно в 1921-1923 годы, когда на родину стали привлекать тех, кто не нашёл себе места ни на Балканах, ни во Франции или в других Западных странах. Люди видели, что Советский Союз делает успехи.

В годы Гражданской войны был небольшой процент военных, которых советское государство так же пыталось привлечь, отправляя им воззвания с тем, чтобы они перестали бороться против своей страны, против своего государства и приняли присягу уже Советской России. Третья волна реэмиграция произошла уже в послевоенный период. Это было примерно в 1945-1946 годах, когда видя мощь советского государства, которое сокрушило фашистский режим, многие бывшие поданные Российской империи захотели, поверив в идеалы нового государства, быть причастными не только к победе над Гитлером, но и к строительству, и возрождению государства в послевоенное время.

Максим Морозов: Если сравнивать три волны по массовости, по числу людей, которые возвращались: насколько это было добровольно и осознанно?

Наталья Самохвалова: Самой малочисленной, наверное, была первая волна возвращения старых большевиков.

Максим Морозов: Социалистов в широком смысле.

Наталья Самохвалова: Да, социалистов в широком смысле. Наверное, самой массовой была вторая волна, потому что она включала в себя как бывших представителей белой гвардии (не офицеры, в основном, солдаты, которых, как писали, «обманным путём вовлекли в борьбу против красной армии») и людей, которые поверили в развитие советского государства и приняли выбор большинства народа. Второй по численности была послевоенная волна 1945-1946 годов.

Максим Морозов: У большинства в каждой из трёх волн была незавидная судьба. Как она складывалась и от чего зависела?

Наталья Самохвалова: Однозначных данных нет, цифры в источниках разнятся. Если усреднять, то

практически все, кто вернулся в Россию (в независимости от того, в какое время это происходило) в итоге оказались в лагерях. Многие – по совершенно надуманным обвинениям, большинство из которых было связано с якобы шпионской деятельностью.

Максим Морозов: Попрошу вас привести два примера: гражданского и военного человека, которые вернулись в Россию. Может быть, военный на примере Слащёва-Крымского. Это яркий пример.

Наталья Самохвалова:

Яков Александрович Слащёв-Крымский – уникальный случай в истории государства, когда человек ярко и довольно эффективно боровшийся против Красной армии, в итоге стал одним из идеологов возвращения бывших белоэмигрантов в страну.

Слащёв-Крымский наверняка переосмыслил своё отношение. Вероятно, советское правительство сделало ему предложение, от которого трудно отказаться, скажем так, но ему поверили. Ему поверили и советское государство, и белоэмигранты, многие из которых были лишь солдатами, а не офицерами, и вернулись на родину, именно благодаря призывам, благодаря воззваниям Слащёва. Ему, к сожалению, не довелось долго прожить в советском государстве. В 1929 году он был убит.

Максим Морозов: Причём там была личная история.

Наталья Самохвалова: Да, официальная версия — это месть за якобы повешенного брата, но поговаривали что на самом деле это была расправа с человеком, который так до конца и не принял, не вошел в структуру командования Красной армии.

Максим Морозов: Смерть Слащёва могла наступить в результате конфликта с Будённым?

Наталья Самохвалова: Вполне возможно.

Фраза: «Как вы стреляете, так вы и воевали» — сказанная пьяному Будённому, вполне могла быть и не сказана Слащёвым. Но люди, которые её записывали и передавали как историческую байку (которая со временем стала фактически куском истории), во многом могли ею проиллюстрировать отношение Слащёва, как генерала, ко многим командующим Красной армии времен Гражданской войны: дескать, они были никчёмными и неумелыми. Это отношение – слегка пренебрежительное, может быть, высокомерное – вполне могло вызвать недовольство многих руководителей РККА, что, в свою очередь, могло вызвать смерть генерала.

Максим Морозов: Показательный пример из гражданских – это писатель Куприн. Тоже довольно яркая история, яркое возвращение.

Наталья Самохвалова:

С Куприным произошло преображение. Уехав в эмиграцию довольно известным на родине писателем, во Франции Куприн не имел, наверное, даже десятой доли успеха, который мог ему достаться в советской России.

Тоска по родине, безвестность, невозможность публиковаться, плюс, тяжёлое состояние (у Куприна на тот момент прогрессировал рак) – всё это, вполне вероятно, вызвало острое ностальгическое чувство и желание вернуться на родину, жить «хоть на огороде», как он писал. Куприна страна встретила с распростёртыми объятиями, ему в качестве признания, в качестве благодарности за возвращение советским государством была дарована возможность публикации всех его к тому моменту написанных произведений. Но, к сожалению, менее, чем через год после возвращения он скончался.

Максим Морозов: Известный эпизод, как он выступал на Красной площади перед советскими солдатами. Некоторые литературоведы говорят, что он выступал не перед красноармейцами, а выступал перед русскими солдатами. То есть всё равно оставалась дискуссия и внутри Советского Союза, и за границей о том, насколько оправдано было это возвращение. Кстати, как воспринимали возвращенцев те, кто остался за границей? Это были предатели, это были соглашатели?

Наталья Самохвалова:

Для представителей белой эмиграции, которые всё-таки остались в Европе, те, кто вернулся на родину, переехал в советскую Россию, были, конечно, предателями. Другое дело, что идеалы, которые побуждали людей вернуться на родину, у всех были разными, и мотивы у многих были свои.

Максим Морозов: Ведь и первая, и вторая, и третья волна — это серьёзный процесс. Должна быть, условно говоря, «инфраструктура», должна быть идеологическая составляющая, вербовка в плохом и в хорошем смысле, чтобы люди возвращались. Как это происходило? Людей, которые возвращались, кто-нибудь вёл, трудоустраивал, отслеживал их судьбу?

Наталья Самохвалова: Безусловно, все, кого только хотели, кого намеревались вернуть в Советский Союз, были сразу же под колпаком НКВД. Вербовкой занимались представители белой эмиграции. Это были люди, как правило, известные, люди, которым доверяли. А здесь уже каждого брали, что называется, на карандаш, на каждого заводилось отдельное личное дело с характеристиками.

В независимости от послужного списка, в независимости от того, сколько регалий было у того или иного репатрианта – всё равно рано или поздно на каждого из них могли завести уголовное дело.

Иногда достаточно было лишь оступиться, ни с тем встретиться, ни с тем поговорить, не то высказать – и можно было распрощаться со свободой.

Максим Морозов: Оценочно, понятно, что у нас нет объективных данных: многим ли припомнили эмигрантство?

Наталья Самохвалова: Практически всем. Исследователи сходятся во мнении, что из всех бывших дворян (даже тех, кто остался в Советской России и тех, кто уехал, но потом вернулся) сталинские времена, всю эту мясорубку пережили не более 10%.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Сразу два крупных объединения, Союз потребителей России и «Общественная потребительская инициатива», раскритиковали предложенный Минэкономразвития законопроект.…
О снятии запрета на экспорт плодов от пяти эквадорских компаний, заявил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.
Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные ФСБ.
Воспользоваться помощью городских властей смогут более 10 тысяч жителей Северной столицы.

Комментарии

    114
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.