Российским уголовным законодательством сегодня недовольны и профессионалы, и общественники, - заключают в Центре стратегических разработок. По оценке специалистов, 1,5 тысячи изменений, внесенных в Уголовный кодекс с момента его принятия, имели разнонаправленный характер и часто не проходили должной экспертной оценки.
Ключевая претензия – в том, что санкции не всегда соответствуют характеру и степени общественной опасности преступления. А потому необходимо смягчить наказание по некоторым составам, в частности, связанным с мошенничеством и растратой. Параллельно обсуждается возможность декриминализации статей, связанных с предпринимательской деятельностью.
Нашли эксперты и решение проблемы с перенаселенностью тюрем. Для этого необходимо расширить основания для досрочного освобождения. Все это даст ощутимый экономический эффект. Комментирует вице-президент ЦСР Мария Шклярук.
Еще одна новация, предложенная Центром стратегических разработок, - увеличить эффективность работы с сообщениями граждан о преступлениях. Эксперты приводят статистику: в прошлом году Следственный комитет рассмотрел свыше 900 тысяч обращений, а уголовных дел при этом возбудили только около 130 тысяч. Еще больше впечатляет разница в органах расследования МВД, где на 28 млн обращений пришлось лишь 2 млн уголовных дел. При этом специалисты, подготовленные к расследованию серьезных преступлений, существенную часть времени тратят на административную работу. В ЦСР считают, что необходимо сформировать корпус специализированных дознавателей, которые фильтровали бы обращения о преступлениях и передавали следователям уже возбужденные дела.
Также эксперты обращают внимание на загруженность судов и низкое качество расследования. Решить эту проблему, по их мнению, можно, вернув в уголовный процесс надзорные полномочия прокуроров, которые были ликвидированы в 2007 году. В частности, предлагается дать им право возбуждать и прекращать уголовные дела и обязать следователя получать согласие прокурора на ходатайство о заключении под стражу или домашний арест. Сейчас, - замечают в ЦСР, - более 20% дел прекращаются при рассмотрении в суде, хотя основания для этого появились еще в ходе досудебного разбирательства.