Если в России узаконят обязательное трудоустройство водителей такси – цены на перевозки могут взлететь почти на четверть. Ровно на столько же рискует упасть и спрос, а издержки работодателей повысятся на треть. Такой прогноз подготовили в Институте экономической политики имени Гайдара, пишет «Коммерсантъ».
Сейчас таксопарки и агрегаторы практически не оформляют водителей в штат. С инициативой предоставить работникам право требовать заключения трудовых договоров ранее выступили представители общественных движений. По данным СМИ, поправки в законопроект о такси поддерживают и в комитете Госдумы по транспорту и строительству.
Игроки рынка отмечают, что на практике такая модель не выгодна не только работодателю, но и самим перевозчикам. Как правило, таксист подключается сразу к нескольким платформам. И какую из площадок считать работодателем – остается вопросом.
Как предполагают экономисты из Института Гайдара, наиболее взаимовыгодным сценарием для участников рынка станет работа основной массы водителей в режиме самозанятости. Однако такой формат занятости выгоден лишь таксопаркам, считают в координационном совете профсоюза «Таксист», поскольку защитить права водителей, можно только при их официальном трудоустройстве. Предотвратить рост цен, по мнению экспертов, при таком сценарии позволил бы пересмотр комиссий перевозчиков. Однако на такой шаг предприниматели вряд ли согласятся, считает бывший таксист, блогер Владимир Амплеев.
Отметим, вопрос трудоустройства водителей стоит и за рубежом. В августе суд в Калифорнии постановил, что сервисы Uber и Lyft должны переквалифицировать своих водителей в наемных сотрудников. В Uber заявили, что не могут столь быстро изменить модель и будут вынуждены свернуть работу в штате. Апелляционный суд приостановил решение нижестоящего суда, пока обе компании могут продолжать работать.