Сергей Шнуров заявил Business FM Петербург о необходимости создать совет из предпринимателей, которые бы выступили «переговорщиками» со Смольным. Сопредседатель «Партии Роста» призвал разрешить работу ресторанов и кафе с максимальной заполненностью в 50%. Заведения общепита, по его мнению, должны не закрываться в новогодние праздники, а функционировать по особым регламентам. Есть ли выход из конфликтной ситуации? Что сделать, чтобы горожане носили маски? И как лучше отметить Новый год? Ответы на актуальные вопросы – в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с сопредседателем «Партии Роста», музыкантом Сергеем Шнуровым.
Максим Морозов: В Петербурге бизнесмены пребывают в шоковом состоянии, все просто не понимают, почему нет никакого диалога – нас не спросили, нас снова веерно закрывают, а помощи «прицепом» нет.
Сергей Шнуров: Я слежу за происходящим в Петербурге, и меня это не то, что настораживает, а обескураживает.
Максим Морозов: Сергей, первый вопрос – как бы вы в целом охарактеризовали эффективность и логичность ограничительных мер, которые уже с весны действуют в Петербурге? Вы, наверняка, следите, общаетесь с петербургскими бизнесменами.
ОБ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
Сергей Шнуров: Мне сложно, потому что я не на месте. Но я вижу непоследовательность действий. Я понимаю, что
удар, который нанесла эпидемия по общепиту, по туристическому бизнесу – а Петербург все-таки туристическая столица – настолько силен, что немногие и после лета-то оправились. А то, что закрыли рестораны, музеи и гостиницы в новогодние каникулы – это последний удар, мне кажется.
Максим Морозов: В Москве как вы оцениваете ограничительные меры? То, что ближе вам.
Сергей Шнуров: По крайней мере, рестораны работают. Хотя, конечно, на мой взгляд, гастрономическая столица России, а может быть, уже и мира – это Санкт-Петербург.
Максим Морозов: Какой московский опыт можно позаимствовать для Петербурга?
Сергей Шнуров: Все бизнесмены, конечно же, хотят настоящих и понятных, вменяемых правил. Разрешение заполнения помещений на 50% вполне бы всех устроило.
Четкий регламент нужен, нужно выработать какую-то политику. В этой политике нет политики.
Максим Морозов: Если говорить о выработке политики – как вы считаете, может быть, стоило бы создать совет из бизнесменов, признанных, уважаемых, которые бы вели диалог непосредственно с губернатором, с руководством Роспотребнадзора? Как бы переговорщики.
ОБ ОРГАНЕ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕМ БИЗНЕС
Сергей Шнуров: Такой орган сейчас необходим. Я вообще не понимаю, почему у бизнесменов не спрашивают, как бы они могли помочь, как они видят ситуацию, как они бы установили карантинные условия – так, чтобы не совсем закрыться, и в то же время не совсем навредить здоровью людей. Здесь нужен компромисс, а компромисса нет. Эти запретительные меры, причем довольно запоздалые, когда уже коронавирус у нас таким уверенным шагом шагает по планете и по городу Санкт-Петербургу, судя по таблицам, которые я получаю ежедневно. Карантин нужно было делать либо позже, либо сейчас думать не только о тех людях, которые ходят и друг друга заражают, но и о тех людях, которые создают некую атмосферу города. Дальше-то потом карантин закончится – кто будет приезжать в Петербург и зачем?
Максим Морозов: У нас же очень много разных деловых ассоциаций – они бьют тревогу, они пытаются обратиться, через открытые письма в том числе, zoom-конференции бесконечные проводят чиновники. Все равно не слышат. Значит, это неэффективный, получается, инструмент?
Сергей Шнуров: Инструмент неэффективный. Я состою в «Партии Роста», которая по понятным причинам с точки зрения американского выборного процесса является правой, которая отстаивает и должна отстаивать интересы бизнесменов. Так как у нас есть небольшая фракция в Законодательном собрании, она, конечно, воду баламутит, но этого мало.
Бизнесменам нужно представительство во власти постоянное, не какой-то ситуативный комитет, созданный, когда уже жареный петух клюнул. Эти контакты должны быть постоянными.
Максим Морозов: Как вам кажется – может быть, пришла пора в политическую плоскость перенести этот момент, из собственно экономических требований уже политические требования выдвигать бизнесменам?
Сергей Шнуров: Не думаю, что это будет эффективно. Требовать-то можно. Но вы видите даже по этой ситуации – заходят в диалог, видеоконференции, zoom, требования. Куча каких-то писем подписано. И что? Эти требования остаются ничем, пустые слова.
Максим Морозов: Конечно, еще многих бизнесменов раздражает избирательность. С одной стороны мы видим пресловутый концерт Басты и другие общественные массовые мероприятия, в том числе спортивные, и в то же время жесткий запрет на общепит. Чем это можно объяснить?
Сергей Шнуров: Понимаете, абсурд нельзя объяснить ничем. Такие ситуации логически не вскрываются, мне кажется, что это какие-то судорожные конвульсии. Там запрещают, здесь разрешают. Какие-то решения, не относящиеся к логической последовательности.
Максим Морозов: Вы немного сказали о своих предложениях как помочь общепиту – 50%-ая загрузка, рассадка, и разрешить им работать. А для остальных учреждений, работа которых тоже приостановлена? Это музеи, концертные площадки, театры и так далее – там какие могут быть предложения?
Сергей Шнуров: В Москве я недавно ходил в Большой театр – там 25% заполняемость, она соблюдается, стоят завешанные кресла, но театр при этом живет. И, конечно же, и музей – не то место, где наблюдались дикие столпотворения. А уж в Эрмитаже в последнее время, когда весь туризм у нас поставлен на паузу, тоже народу было немного. Нужно думать, нужно разрабатывать какие-то планы. Понимать, что толпу создавать не стоит. Как
в метро, кстати, толпа присутствует до сих пор, и никого она почему-то не смущает, а вот музейная толпа, условная, которая вовсе не толпа, смущает многих.
Максим Морозов: Бизнесмены, мне кажется, справедливо задаются вопросом: есть ли рассадка в общественном транспорте, есть ли там социальная дистанция, как-то ограничена ли она, ионизаторы воздуха везде ли присутствуют? Это риторические вопросы.
Сергей Шнуров: Судя по росту заболевания – конечно же, нет.
Максим Морозов: Из международного опыта что-то можем посоветовать? Где-то за это время вы были за границей, либо ваши знакомые, товарищи, какой-то позитивный опыт более бережного отношения к бизнесу?
Сергей Шнуров: Разные модели есть, Европа тоже неоднородна. Она принимает решения согласно эпидемиологической ситуации. Я знаю, что Германия закрывалась, но при этом делала это раньше, когда рост заболевания только-только начинался, и сейчас у них, кстати, есть возможность открыться.
Максим Морозов: Есть радикальные примеры – Швеция, Белоруссия.
Сергей Шнуров: Но у нас эта возможность упущена. Мы все время действуем после, начинаем думать, когда концерт Басты уже произошел. Начинаем думать, когда уже все заболели, начинаем вводить карантин. Зачем?
Максим Морозов: А почему разрешили все-таки этот концерт, для себя у вас какое-то понимание сложилось?
Сергей Шнуров: Я не знаю, просто обычное разгильдяйство, думали, что так прокатит. Да вообще так бы и прокатило, конечно же, если бы не эти бесконечные видео.
Максим Морозов: Какие меры поддержки могли бы помочь бизнесменам – общепиту, концертным площадкам, частным музеям? Может быть, налоговые льготы, какие-то послабления, прямые субсидии и так далее?
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА
Сергей Шнуров:
Я не верю ни в какую помощь, главное – дайте работать, не мешайте. Не надо помогать, не мешайте.
Максим Морозов: Мне кажется, еще очень важно – это сознательность гражданская, потому что все время власти апеллируют к тому, что люди ходят без масок, без перчаток, не соблюдают социальную дистанцию.
Сергей Шнуров: Это тоже верно, и концерт Басты, кстати, это показал. Безответственно ведут себя люди. Причем с точки зрения властей – смотрите: они что делают? Они говорят: вот мы вам разрешили провести концерт, а вы ведете себя как? Вот так, абсолютно безответственно, как стадо. Следовательно, мы закрываем все. И это их логика. Она неверная, но она вот такая.
Максим Морозов: Как тогда воспитать культуру ношения масок?
Сергей Шнуров: Это вопрос метафизический, я бы сказал даже, философский.
Максим Морозов: У нас почему-то соблюдение масочного режима стимулируют штрафами, то есть сразу санкция, нарушил – штраф. А если с другой стороны подойти? Не нарушил – и за это что-то получил. Какое-то стимулирование – материальное, не материальное поощрение. Может быть, с другой стороны посмотреть на проблему.
Сергей Шнуров: Я не думаю, что это спасет и поможет.
Я думаю, что это должно стать модным. Скорее вот так. Ношение маски, извиняюсь за такой каламбур, должно стать заразным.
Максим Морозов: Как это сделать модным, брендированные маски, в соцсетях?
Сергей Шнуров: Брендированные маски, заставить селебов фотографироваться в масках, заставить не транслировать их, в конце концов, свои корпоративки, где они ходят без масок, эти бесконечные инстаграм-сторис. «Вы нам завидуете, мы проводим корпоративки» – нет, никто им завидовать не собирается, но если бы было такое. Да тот же самый Путин ходит без маски, понимаете?
Максим Морозов: Но Песков говорит, что с соблюдением мер безопасности.
Сергей Шнуров: Баста тоже говорит, что с соблюдением мер безопасности. Все соблюдают безопасность. Я не про то, я про то, что это должно стать общим местом.
Максим Морозов: Вы, например, что могли бы сделать? В своем инстаграме как-то популяризировать маски, перчатки?
Сергей Шнуров: Я фотографируюсь с маской, всегда.
О ВАКЦИНАЦИИ
Максим Морозов: По поводу вакцинации – президент сказал, что это личное дело каждого. Но сейчас уже поступают тревожные звоночки, что заставляют вакцинироваться, особенно бюджетников. Как вы считаете, как в такой ситуации поступать? Нужно вакцинироваться, либо стоит подождать, пока вакцину еще больше испытают? Ваша позиция?
Сергей Шнуров: Я не знаю, это, опять же, личное дело каждого.
Что касается меня – лично я намерен подождать.
Максим Морозов: То есть пока российская либо иностранная вакцина не вызывает доверия?
Сергей Шнуров: Не вызывает. Клинические испытания прошли в столь короткий срок, неизвестны ни побочные эффекты, ни вообще эффект. Так лекарства не делаются.
Максим Морозов: Сергей, поскольку вы лидер общественного мнения, скажите, пожалуйста, какие меры безопасности лично вы сейчас соблюдаете и что советуете нашим слушателям?
О МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ
Сергей Шнуров:
Советую всегда мыть руки, протирать их вот такими салфетками, которые у меня на рабочем столе лежат. Все-таки в общественные места стараться заходить в маске. Ну и как-то так, поменьше шататься. Если есть возможность не идти куда-то, то лучше не идти.
Максим Морозов: Последний вопрос – перед Новым годом, у нас вице-губернатор Евгений Елин посоветовал дома отмечать праздник, с оливье. Вы как бы посоветовали отметить Новый год в Петербурге, если к бизнесменам не прислушаются и, действительно, все рестораны, музеи и концерты будут закрыты? Как проводить время – это квартирники, либо на природу куда-то поехать за город? Как вы это видите – хороший Новый год от Шнурова?
О «ХОРОШЕМ НОВОМ ГОДЕ»
Сергей Шнуров: Хороший Новый год от Шнурова… Я не знаю, зависит от погоды, конечно.
По большому счету нужно ехать за город. Если все рестораны закрыты, так самим пытаться устроить праздник. В конце концов, у нас люди талантливые в Петербурге. Я помню, в моем детстве на большие праздники мы вместе с сестрами устраивали самодеятельный концерт и показывали всем нашим родственникам.
Вот, наверное, так.
Максим Морозов: Поделитесь планами на Новый год и Рождество.
Сергей Шнуров: Я участвую в телевизионном проекте «Голос», поэтому буду работать.
Максим Морозов: Да, «себе особо не принадлежу», как говорится.
Сергей Шнуров: Да.
Максим Морозов: Сергей, большое спасибо вам за интервью.
Сергей Шнуров: Спасибо. Счастливо! Удачи всем, держитесь!