Минстрой поддержал идею создания коммерческих структур, которые займутся развитием таких площадок с акцентом на индивидуальное и малоэтажное строительство. Мнения экспертов об инициативе узнал обозреватель Business FM Петербург Максим Тихонов.
Помимо прочего в ведомстве анонсировали специализированный механизм эскроу, который будет распространяться только на малоэтажную недвижимость. По словам министра Ирека Файзуллина, он могут появиться уже в следующем году. Направление, безусловно, перспективное, учитывая острый дефицит земельного банка, но есть ряд условий, - отмечает директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова:
Директор по развитию компании «Л1», Надежда Калашникова Важным мотиватором для покупки малоэтажного жилья является цена. Все-таки городская недвижимость подорожала намного больше, чем загородная. Но есть несколько существенных проблем. Во-первых, это экономическая целесообразность для застройщика. Мы понимаем, что чем меньше квадратных метров, тем выше себестоимость. При том, что ещё планируется вводить эскроу счета, это значит, что деньги для застройщика ещё подорожают. Поэтому с экономикой проектов малоэтажного строительства за городом, конечно, нужно еще разбираться и разбираться. Нужно искать какие-то новые точки роста, потому что раньше, предположим, была программа «Светофор» - обмен налогов на социальную инфраструктуру. Сейчас такой программы нет и нужно искать где-то этот компромисс.
В малоэтажном строительстве заинтересованы и потребители. Так, в первой половине текущего года 11% петербуржцев искали именно такой формат жилья. Это в два раза больше, чем за период с 2013-го по 2019-й. Переезд в небольшой населенный пункт многие рассматривают как средство защиты от пандемии. Обращают внимание граждане и на положительный опыт других стран, в частности Финляндии. Мнение урбаниста Ильи Кулешова:
Урбанист, Илья Кулешов Тенденция к тому, что люди будут переезжать за город, неизбежна. Другой вопрос, что все это классно работает, когда есть полноценные города-спутники, которые развиваются и сами себя могут обеспечивать. А когда это все крутится вокруг одного большого города и весь поток каждое утро, каждый вечер ездит туда сюда, то это немного усложняет всю эту инфраструктуру. Но люди все равно будут переезжать и уже сейчас развиваются городские электрички, которые будут довозить людей до пригородов и работать как своеобразное междугороднее метро.
Стимулы для развития малоэтажной застройки ищут и в Госдуме. Например, зампред Комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева предложила оказывать господдержку работодателям, если они содействуют в возведении индивидуального жилья для сотрудников. Также она считает необходимым создать проектные офисы и центры компетенций для помощи профильным застройщикам по правовым, консалтинговым, техническим и прочим вопросам. Ранее депутаты призывали сократить требования к качеству ИЖС при оформлении кредита или создать систему гарантийных фондов, которые будут предоставлять поручительства для кредитных организаций за девелоперов.