Параллельный импорт, который активно обсуждают в правительстве, заработал сам собой. Пионерами стали интернет-магазины. На виртуальных «прилавках», например, уже появился новый iPhone SE. Apple ранее отказалась официально продавать смартфон в России. И это только начало, говорят эксперты.
Помимо техники из Купертино, ретейлеры также предлагают широкий выбор «санкционки» от Samsung, игнорируя решение корейцев не поставлять свою технику в страну. Пока, впрочем, цены «кусаются». Так, средняя наценка на смартфоны в Петербурге составляет от 10 до 20 тыс. рублей. Не исключено, что это временное явление, – считает председатель совета по развитию электронной коммерции ТПП, управляющий партнер сети «220 вольт» Алексей Федоров:
Управляющий партнер сети «220 вольт» Алексей Федоров Очень часто производители диктовали цену на российском рынке и говорили, что она не может быть ниже, чем условные 100 долларов. Сейчас же на этой всей ниве расцветет малый бизнес в огромном размере, ведь надо же будет кому-то разлочивать телефоны, переставлять правые рули налево и писать куски русских инструкций, а главное – для всего этого нужен будет сервис. Мы же с вами понимаем, что вопрос не в покупке Land Cruiser из Эмиратов, вопрос в том, кто его будет чинить. То есть выигрывают сейчас все те, кто и так находился, если не в серой, то и не в совсем в белой зоне по бизнесу.
Но, не смартфонами едиными. По данным «Известий», в России уже предлагают купить и автомобили производителей, приостановивших работу в стране. В числе перспективных моделей - Toyota Land Cruiser 300 и Toyota 4Runner, привезенные из ОАЭ. Выбор страны-дистрибутора не случаен. «Серые» машины из Дубая в среднем стоят на 20-30% дешевле, чем «белые», - отмечают эксперты. Другое дело, что такой транспорт таит в себе определенные риски, – продолжает главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков:
Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков Это не есть импорт как таковой, это, в общем-то, альтернативные пути доставки. Всё это работает по принципу доставки по заказу: то есть когда человеку предлагается купить там автомобиль и сейчас заплатить, после этого автомобиль оформляется, и начинает свой долгий путь в Россию. Никто не дает никакой гарантии, когда конкретно придет к вам автомобиль. Отправить туда 80 тысяч долларов и потом несколько месяцев ждать – это надо быть смелым человеком. К тому же сами машины, которые оттуда привозят, по нашим техническим условиям они не проходят: они рассчитаны на страны с теплым климатом и, вполне возможно, не рассчитаны на холодные пуски.
Вот с чем пока нет определенности, так это с одеждой и обувью от известных европейских брендов. Участники рынка предполагают, что первые поставки начнутся к лету, когда выстроится новая логистика. Первые ласточки уже есть. Так, СДЭК и Boxberry ранее запустили сервисы выкупа товаров из иностранных интернет-магазинов. Не исключено, что благодаря своему географическому положению своеобразным хабом для «серых» товаров может стать Петербург. Мнение главы Союза малых предприятий города Владимира Меньшикова:
Глава Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков Мне кажется так в какой-то степени и есть. Еще до февраля мобильные телефоны из той же Финляндии продавали в Петербурге чуть дешевле, за счет того, что не было Ростеста. Поэтому, конечно, в текущей ситуации доля этого серого импорта будет расти. Другой вопрос, насколько власть будет закрывать на это глаза. То есть, если это будет под постоянным давлением, то это будут небольшие объемы, если к этому будут относиться спокойно, то конечно будет постоянный рост.
Отметим, что Минпромторг ранее согласовал перечень товаров и брендов, которые будет разрешено ввозить в страну без согласия производителя. В списке 96 групп товаров. Среди них товары из текстиля, кожаные изделия, одежда, парфюмерия, оборудование и механические устройства, телефоны, компьютеры, аудио- и видеотехника, а также автокомплектующие. Из автомобилей в Россию будут ввозить Land Rover, Jaguar, Tesla, Skoda и другие.