Сейчас Россия, по подсчётам агентства РИА Рейтинг, занимает второе место в Европе по дешевизне бензина, уступая только Казахстану, где за литр, в пересчете, просят всего чуть более 30 рублей. На отечественных АЗС отдать придется свыше 50 рублей. При этом, по данным Росстата, за год топливо подорожало менее чем на 1%. Однако, как пишет News.ru со ссылкой представителей аналитического департамента AMarkets, в 2023 году на российском рынке будут действовать немало факторов, которые могут привести к росту цен. Во-первых, с января власти увеличили акциз на моторное топливо на 4%, что несколько снизит маржу производителей. Во-вторых, вырос налог на добычу полезных ископаемых. Это увеличивает фискальную нагрузку на бизнес и снижает прибыль. Нельзя сбрасывать со счетов и глобальные экономические факторы, – подчеркнул в ходе пресс-конференции в ОСН экономист, директор Института нового общества Василий Колташов:

Непосредственное влияние оказывает и политика. С 5 февраля, напомним, вступило в силу эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в Евросоюз, на который приходилось более 40% продаж. Месяцем ранее начал действовать потолок цен на нефть, что по прогнозам приведет к сокращению добычи. На этом фоне не исключено, что ряд крупных игроков попытается компенсировать часть издержек за счет отечественных автовладельцев. Впрочем, излишне сгущать краски пока не стоит, – убежден президент Независимого топливного союза Павел Баженов:

Эксперты отмечают, что в связи с возможным подорожанием топлива важна реакция регулирующих органов. Еще в 2021 году Госдума приняла закон о новых параметрах демпфера, которые позволяют гибко реагировать на ситуацию. Также не стоит сбрасывать со счетов потенциальное введение госрегулирования стоимости бензина и дизеля. Соответствующую инициативу депутаты обсуждали еще в марте 2022 года. Тогда предполагалось, что в период действия западных санкций кабмин должен иметь право устанавливать предельные оптовые и розничные цены, поскольку от них зависит себестоимость социально значимых товаров и продуктов питания. В отрасли, в свою очередь, предупреждали, что это негативно скажется на инвестициях в бизнес и, самое главное, создаст риск дефицита топлива.