ЦБ 20.04
$93.44
99.58
ММВБ 20.04
$
<
BRENT 20.04
$87.36
8163
RTS 20.04
1173.68
Telega_Mob

Рост выше инфляции: аналитики прогнозируют подорожание бензина и дизеля

Топливо в России может подорожать как минимум на 11%. В числе причин – нефтяное эмбарго и слабеющий рубль. Аналитики предупреждают, что для рынка это станет серьезным шоком, учитывая годы относительной стабильности.

АЗС - Фото: engin akyurt/ unsplash - Источник

Сейчас Россия, по подсчётам агентства РИА Рейтинг, занимает второе место в Европе по дешевизне бензина, уступая только Казахстану, где за литр, в пересчете, просят всего чуть более 30 рублей. На отечественных АЗС отдать придется свыше 50 рублей. При этом, по данным Росстата, за год топливо подорожало менее чем на 1%. Однако, как пишет News.ru со ссылкой представителей аналитического департамента AMarkets, в 2023 году на российском рынке будут действовать немало факторов, которые могут привести к росту цен. Во-первых, с января власти увеличили акциз на моторное топливо на 4%, что несколько снизит маржу производителей. Во-вторых, вырос налог на добычу полезных ископаемых. Это увеличивает фискальную нагрузку на бизнес и снижает прибыль. Нельзя сбрасывать со счетов и глобальные экономические факторы, – подчеркнул в ходе пресс-конференции в ОСН экономист, директор Института нового общества Василий Колташов:

Директор Института нового общества Василий Колташов Первый фактор – самый главный – касается курса российской валюты. И здесь всё очень сложно, потому что мировые цены на нефть понизились. Сейчас нефть марки Brent торгуется где-то в районе 83 долларов за баррель – это значительно меньше, чем было в 2022 году в среднем, я уже не говорю про пиковое значение стоимости нефти в прошлом году – 120 с лишним долларов за баррель. Получается, что стоимость продукции, которую мы экспортируем – всей, не только нефти – уменьшилась, и экспортёры пролоббировали ослабление курса рубля. Что касается второго фактора – это экономическая депрессия. Как бы там ни вёл себя рубль, если происходит одновременно с этим падение активности на внутреннем рынке и деловой активности, снижение спроса, то в этом случае цены не растут и могут длаже снижаться. Но этого фактора в наличии в таком виде, чтобы остановить повышение цен на топливо, нет.

Непосредственное влияние оказывает и политика. С 5 февраля, напомним, вступило в силу эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в Евросоюз, на который приходилось более 40% продаж. Месяцем ранее начал действовать потолок цен на нефть, что по прогнозам приведет к сокращению добычи. На этом фоне не исключено, что ряд крупных игроков попытается компенсировать часть издержек за счет отечественных автовладельцев. Впрочем, излишне сгущать краски пока не стоит, – убежден президент Независимого топливного союза Павел Баженов:

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов Мы не исповедуем каких-то пессимистических ощущений. Во-первых, не будет забывать, что у нас розница фактически регулируется. Рост, наверное, какой-то будет, и он будет в рамках скорее ниже инфляции. Да, понятно, что сейчас есть серьёзные вызовы. Но говорить о том, как это повлияет фактически на рынок, я думаю, что мы сможем где-нибудь к лету. Плюс, в случае если объём производства будет оставаться на том же уровне, как есть сейчас, – это увеличение объёмов поставок на внутренний рынок, и в целом это наоборот создает достаточно благоприятные условия. Но производство, возможно будет сокращаться, хотя это тоже не так просто.

Эксперты отмечают, что в связи с возможным подорожанием топлива важна реакция регулирующих органов. Еще в 2021 году Госдума приняла закон о новых параметрах демпфера, которые позволяют гибко реагировать на ситуацию. Также не стоит сбрасывать со счетов потенциальное введение госрегулирования стоимости бензина и дизеля. Соответствующую инициативу депутаты обсуждали еще в марте 2022 года. Тогда предполагалось, что в период действия западных санкций кабмин должен иметь право устанавливать предельные оптовые и розничные цены, поскольку от них зависит себестоимость социально значимых товаров и продуктов питания. В отрасли, в свою очередь, предупреждали, что это негативно скажется на инвестициях в бизнес и, самое главное, создаст риск дефицита топлива.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Наиболее лояльны к уровню заработной платы, указанной в вакансиях, соискатели из научной и образовательной сфер.
К территориям, где чиновники будут проводить регулярные профилактические рейды, добавили три станции метро.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил создать совет при губернаторе по обеспечению экономики Петербурга кадровыми ресурсами. В него…
В воскресенье в Северной столице ожидается сильный ветер и налипание мокрого снега.

Комментарии

    49
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.