ЦБ 15.04
$93.44
99.73
ММВБ 15.04
$
<
BRENT 15.04
$89.51
8364
RTS 15.04
1163.11
Telega_Mob

Рост выше инфляции: аналитики прогнозируют подорожание бензина и дизеля

Топливо в России может подорожать как минимум на 11%. В числе причин – нефтяное эмбарго и слабеющий рубль. Аналитики предупреждают, что для рынка это станет серьезным шоком, учитывая годы относительной стабильности.

АЗС - Фото: engin akyurt/ unsplash - Источник

Сейчас Россия, по подсчётам агентства РИА Рейтинг, занимает второе место в Европе по дешевизне бензина, уступая только Казахстану, где за литр, в пересчете, просят всего чуть более 30 рублей. На отечественных АЗС отдать придется свыше 50 рублей. При этом, по данным Росстата, за год топливо подорожало менее чем на 1%. Однако, как пишет News.ru со ссылкой представителей аналитического департамента AMarkets, в 2023 году на российском рынке будут действовать немало факторов, которые могут привести к росту цен. Во-первых, с января власти увеличили акциз на моторное топливо на 4%, что несколько снизит маржу производителей. Во-вторых, вырос налог на добычу полезных ископаемых. Это увеличивает фискальную нагрузку на бизнес и снижает прибыль. Нельзя сбрасывать со счетов и глобальные экономические факторы, – подчеркнул в ходе пресс-конференции в ОСН экономист, директор Института нового общества Василий Колташов:

Директор Института нового общества Василий Колташов Первый фактор – самый главный – касается курса российской валюты. И здесь всё очень сложно, потому что мировые цены на нефть понизились. Сейчас нефть марки Brent торгуется где-то в районе 83 долларов за баррель – это значительно меньше, чем было в 2022 году в среднем, я уже не говорю про пиковое значение стоимости нефти в прошлом году – 120 с лишним долларов за баррель. Получается, что стоимость продукции, которую мы экспортируем – всей, не только нефти – уменьшилась, и экспортёры пролоббировали ослабление курса рубля. Что касается второго фактора – это экономическая депрессия. Как бы там ни вёл себя рубль, если происходит одновременно с этим падение активности на внутреннем рынке и деловой активности, снижение спроса, то в этом случае цены не растут и могут длаже снижаться. Но этого фактора в наличии в таком виде, чтобы остановить повышение цен на топливо, нет.

Непосредственное влияние оказывает и политика. С 5 февраля, напомним, вступило в силу эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в Евросоюз, на который приходилось более 40% продаж. Месяцем ранее начал действовать потолок цен на нефть, что по прогнозам приведет к сокращению добычи. На этом фоне не исключено, что ряд крупных игроков попытается компенсировать часть издержек за счет отечественных автовладельцев. Впрочем, излишне сгущать краски пока не стоит, – убежден президент Независимого топливного союза Павел Баженов:

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов Мы не исповедуем каких-то пессимистических ощущений. Во-первых, не будет забывать, что у нас розница фактически регулируется. Рост, наверное, какой-то будет, и он будет в рамках скорее ниже инфляции. Да, понятно, что сейчас есть серьёзные вызовы. Но говорить о том, как это повлияет фактически на рынок, я думаю, что мы сможем где-нибудь к лету. Плюс, в случае если объём производства будет оставаться на том же уровне, как есть сейчас, – это увеличение объёмов поставок на внутренний рынок, и в целом это наоборот создает достаточно благоприятные условия. Но производство, возможно будет сокращаться, хотя это тоже не так просто.

Эксперты отмечают, что в связи с возможным подорожанием топлива важна реакция регулирующих органов. Еще в 2021 году Госдума приняла закон о новых параметрах демпфера, которые позволяют гибко реагировать на ситуацию. Также не стоит сбрасывать со счетов потенциальное введение госрегулирования стоимости бензина и дизеля. Соответствующую инициативу депутаты обсуждали еще в марте 2022 года. Тогда предполагалось, что в период действия западных санкций кабмин должен иметь право устанавливать предельные оптовые и розничные цены, поскольку от них зависит себестоимость социально значимых товаров и продуктов питания. В отрасли, в свою очередь, предупреждали, что это негативно скажется на инвестициях в бизнес и, самое главное, создаст риск дефицита топлива.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

В Северной столице в 2023 году ощутимо выросли продажи обуви, мобильных телефонов, ювелирных изделий, а также легковых автомобилей. В частности, в последней…
В маркировке товаров и продуктов, внедрение которой вызывает критику многих производителей, неожиданно появилось исключение. Глава Минсельхоза Дмитрий…
Соответствующее постановление подписала главный государственный санитарный врач Северной столицы Наталия Башкетова.
Гостьей Business FM Петербург стала генеральный директор клиники эстетической медицины «Дега» Екатерина Агапова. В студии радиостанции с интересом обсудили…

Комментарии

    48
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.