В России утвердили концепцию развития творческих индустрий на ближайшие девять лет. Сейчас в структуре ВВП они составляют немногим более 2%, но по плану к 30-му году должны вырасти до 6. Для сравнения в Германии цифры на уровне 10%, в Великобритании – 14. Очевидно, что в крупных городах творческие кластеры развиты лучше. Так, в Петербурге, по данным АСИ, их доля от 9 до 12%. Но подсчет велся по ОКВЭДам. Другой принцип – учитывать конечный креативный продукт. Под ним понимают тот, в котором более 50% занимает творческий или интеллектуальный труд. После пересчета цифры Северной столицы могут стать ниже. О том, что мешает развиваться отрасли на общероссийском и городском уровне, рассуждает директор Центра прикладных исследований и разработок Высшей школы экономики в Петербурге Александр Курячий.
По словам премьер-министра Михаила Мишустина, в концепции предусмотрены механизмы господдержки для всех видов креативных индустрий, включая театр, искусство, дизайн, архитектуру и кино. Однако, эксперты зачастую не могут найти компромисс, какие сферы лежат в основе так называемой «креативной экономики». Многие отмечают, что в современном понимании это отрасль с большой долей IT-технологий. Отличаются и сами подходы, одни выступают за глобальные проекты, а не локальные «очаги», другие считают, что рост отрасли начинается с небольших кластеров. По данным Colliers International, в Петербурге их более 50 с совокупной площадью около 180 тыс. кв. м. Продолжает директор Центра практик качества жизни АСИ Татьяна Журавлева.
Сейчас Петербург входит в топ-3 по числу креативных кластеров и находится на втором месте по сумме грантов, полученных от Фонда культурных инициатив. Развитие креативных индустрий является одним из направлений стратегии социально-экономического развития города на период до 2035 года. Ранее вице-губернатор Владимир Княгинин заявил, что число занятых в творческих отраслях должно стремиться к 10% населения.