Для начала вспомним, с чего началась суета. В петербургской подземке ввели тотальный досмотр. Ночной дозор сменял дневной: у четырех станций выстраивались неслабые очереди, невзирая на то, час пик это или нет. Впрочем, удивительной эта картина могла показаться лишь снаружи: внутри все было четко. Шутка ли проверить всех пассажиров, на кого реагирует металлодетектор: сотрудники давно бы заскучали, но, вероятно, представляли себя персонажами «Звездных войн», вооруженными световыми мечами. А на каждого, у кого в кармане звенели ключи и монеты, срабатывал датчик «чужой».
Свое отношение к «аццкому аду» не скрывало и само руководство метрополитена: начальник ГУПа Владимир Гарюгин открыто признался «Фонтанке»: если взять более загруженные станции, нормально работать будет невозможно. Но делать нечего: Ространснадзор заявил, что буквально все станции городской подземки небезопасны и выписал штрафов почти на миллион рублей. Ладно, - решили в ГУПе, - «будет вам и ванна, будет и кофа, будет и безопасность». И еще припугнули пассажиров: вы все еще не верите в тотальный досмотр? Тогда космодесант идет к вам: скоро световые мечи засияют новыми красками.
Прикол в Минтрансе оценили: по итогам визита в Петербург глава ведомства Максим Соколов пообещал, как поется в песне, тучи развести руками, и волшебным образом сделать так, чтобы и контролеры были сыты, и пассажиры целы.
Заметим, министр неслучайно вмешался в отношения метрополитена и надзорного ведомства. Ранее Владимир Гарюгин написал ему письмо, где в лучших традициях средневековой переписки дал понять, что опыт инквизиции оказался неудачным. И между делом попросил пересмотреть нормы обеспечения безопасности в метро.
Однако третий лишний явно не понравился Ространснадзору. Чиновники решили, что они и сами с усами, и проблему видят: очереди на входе показали «неготовность службы контроля метрополитена к новым условиям работы». Ничего подобного – парировали в ГУПе: все это ложь и провокация. Сказали «мало проверок» – вот и стали досматривать всех подряд. Смелости сотрудникам ГУПа добавляло то, что параллельно с подземной битвой хранители будущего транспортного кольца сражались с оппонентами в суде. И, надо сказать, не безуспешно: часть из постановлений о назначении штрафов удалось оспорить, убедив служителей Фемиды в том, что надзиратели сами нарушили закон – своими внеплановыми проверками.
Слово оставалось за Ространснадзором - и ведомство не заставило себя ждать: обжалование, - заявили чиновники - связано с оргвопросами, при этом «сам факт нарушения требований транспортной безопасности остается и требует принятия мер по их устранению». И вдобавок задели за живое, посоветовав взять на вооружение примеры успешной работы златоглавой. В сухом остатке имеем: метрополитен говорит, что возложенная на него миссия невыполнима, Ространснадзор – что ГУП сам – как «племя изгоев». Кто прав, а кто виноват – предстоит вновь разобраться суду.