Современное искусство: борьба с обналом, проверка каждой сделки и снижение цен. Как пишет Forbes, общая стоимость предметов, которыми владеют «ультрахайнеты», растет и через три года превысит 2 трлн долларов. При этом покупатели выбирают все более демократичные лоты.
Финансовые тенденции арт-рынка достаточно противоречивые. С одной стороны, минувший год отметился громкими многомиллионными сделками. Среди самых выдающихся - картина из серии «Стога Сена». Работа Клода Моне ушла с молотка за 110 млн долларов. Или наручные часы Patek Phillippe, которые продали в Женеве за 31 миллион. С другой стороны, обороты рынка все же замедлились. Финансовые отчеты не так давно опубликовала «большая аукционная тройка»: Sotheby’s, Christie’s и Phillips. Выручка прошедшей ноябрьской недели современного искусства оказалась на треть ниже, чем в 2018-м. Это самые скромные итоги продаж почти за 8 лет. При этом эксперты призывают не бить тревогу раньше времени. Несмотря на осенний провал, суммарная годовая выручка все еще держится на отметке в 2,5 млрд долларов. И дело, скорее, не в снижении активности игроков, а в переменах поведения покупателей. Так, если продажи лотов ценой от 10 млн до 100 млн долларов падали, то в диапазоне от 1 млн до 10 – заметно выросли.
Уверенно можно зафиксировать всплеск интереса к русскому искусству. Как сообщили в Sotheby’s, итоги ноябрьской недели побили рекорды 5-летней давности. Так, композиция «Сферический супрематизм» Ивана Клюна обошлась новому владельцу почти в 5 млн фунтов. Этот лот вошел в топ-20 самых дорогих публичных продаж русского искусства.
Русские торги Christie’s запомнились «Натюрмортом с сиренью» Петрова-Водкина, работа ушла более, чем за 9 млн фунтов. Общая годовая выручка двух аукционных домов по итогам Russian Art Week Sale у Sotheby’s и Christie’s оказалась почти вполовину выше, чем в 2018-м.
Оживленный спрос продиктован в первую очередь активизацией продавцов, полагает владелец Russian World Gallery Феликс Комаров. Владельцы раритетов, по его словам, считают экономическую обстановку наиболее удачной для выхода на рынок.
Безотносительно финансовых результатов, тревожные настроения игроков рынка усиливаются. Об этом свидетельствует индекс ArtTactic Risk Barometer. Показатель свидетельствует о том, что неуверенность коллекционеров и дилеров выросла на 10% и достигла отметки в 7 баллов. Это самый высокий средний уровень за десятилетие.
Беспокойство опрошенных вызывают, прежде всего, геополитические причины. Среди них: затянувшееся решение по Brexit или американо-китайская торговая война. Также беспокоит респондентов обсуждение налога на роскошь в ряде стран.
В отчете Deloitte & Touche говорится, что две трети коллекционеров считают главной угрозой рынка его непрозрачность. Определенные шаги в борьбе с теневым сектором при этом все же предпринимаются. С этого года в европейском законодательстве вступают в силу новые требования по контролю за сделками. Речь идет о так называемой «пятой антиотмывочной директиве». Она направлена на предотвращение финансовых махинаций и распространится на всех участников рынка. Это значит, что аукционные дома и галереи должны будут самостоятельно проверять и продавца, и покупателя. В частности, им придется устанавливать конечного бенефициара сделки и контролировать уплату налогов.