Да будет свет. Грядущая реконструкция трех областных маяков - Бугровского, Стороженского и Свирского - возродила дискуссию о туристическом потенциале навигационных башен. Многие годы путешественники посещают их, что называется «окольными тропами». В то время как даже в соседних странах маяки давно стали точками притяжения с развитой инфраструктурой.
Ленобласть можно по праву назвать маяковым краем. Здесь их больше трех десятков и все с богатой историей, мало какой регион может похвастаться подобным. Самым древним, безусловно, является «Толбухин» в Финском заливе. В прошлом году он отметил свой 300-летний юбилей. Объект построили по указу Петра I, который собственноручно нарисовал эскиз. Маяк указывал мореходам путь к новой столице. Действует он до сих пор. Изначально башня была деревянной, но после нескольких пожаров ее облицевали камнем. Впрочем, в 47 регионе еще остался уникальный маяк, полностью собранный из дерева. За 250 лет название объекту так и не придумали, поэтому обывателю он известен как Деревянный маяк в Кронштадте. Тут как в известной поговорке: «Замах на рубль, удар на копейку». Предполагалось, что он станет неотъемлемой частью Петровского док-канала. Архитекторы намеревались построить многоярусное сооружение с гигантской аркой, через которую проходили бы корабли. Но этим планам не суждено было сбыться. Другим знаменитым маяком в Ленобласти является «Стороженский» в Ладожском озере. Он признан самым высоким озерным фаросом в мире. Его высота более 70 метров, а свет навигационного фонаря можно увидеть за 22 морские мили. Что примечательно, маяки региона находятся в хорошем состоянии.

Многие навигационные башни Ленобласти прочно связаны с военной историей страны. Например, Осиновецкий мыс и одноименный маяк были практически единственной надеждой блокадного Ленинграда. В сентябре 1941 года сюда прибыл первый караван судов Ладожской флотилии, который привез 800 тонн муки. Фонарь указывал путь кораблям, которые вывозили десятки тысяч человек из осажденного города, а внутренние помещения маяка укрывали людей во время бомбежек. Другой маяк на заброшенном ныне острове Сухо немцы пытались захватить в 1942 году. Здесь находился небольшой гарнизон, который принял на себя основной удар. Наступление удалось сдержать до подхода подмоги, но в живых осталось всего пять человек. Маячная башня до сих пор хранит следы обстрела.
Отметим, что, несмотря на развитие компьютерной и спутниковой навигации, без работы в Ленобласти всего два маяка. Особенно интересен из них Нижний Николаевский на форте «Кроншлот». Это один из первых железных маяков, отлитый на заводе Сан-Гали в 1891 году. Не исключено, что в будущем он станет туристическим объектом. Во всяком случае, открыть внутри него отель предприниматели уже предлагали. Маяки во многих станах мира являются излюбленным местом путешественников.

Еще в 2018 году, в преддверии Года туризма, власти запустили проект «Маяки Ленинградской области». Он включал в себя четыре абсолютно разных маршрута. Путешественникам предлагали посетить морское укрепление Выборгского залива, маяк на мысе Флотском, а также объекты, имеющие непосредственное отношение к «Дороге жизни». Между тем предложение чиновников большого отклика среди туристов не нашло.