На Петербургском экономическом форуме подвели итоги первого этапа реформы контрольно-надзорной деятельности. Мыть посуду ветошью в кафе больше не нужно, но жить проще не стало.
Взамен устаревшим правилам для бизнеса, пришли новые, которые порой ставят в тупик не меньше прежних. Напомним, т.н. «регуляторную гильотину» запустили год назад. В итоге в прошлое ушли более 11 тыс. нормативных актов, некоторые из них были приняты еще в начале прошлого века. Представили и новые методички, в частности, по упрощенным СанПиНам. По словам чиновников, у бизнеса к документам претензий нет. Просто не все их еще дешифровали, - иронизирует президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров Познакомиться с правилами в 700 или в 1300 страниц – дело непростое. Начинаешь разговаривать с кем-то, они говорят: «Но это же просто невозможно прочитать!». Во-первых, это написано очень сложным, канцелярским языком, который можно трактовать по-разному, что сегодня и происходит в различных регионах. В этом случае, эти акты требуют разъяснения, но, когда мы разговариваем с Роспотребнадзором, они говорят, ну мы вам разъяснения дадим на сайте. Друзья мои, вы ж понимаете, что на сайте разъяснения – это ни о чем. Нужно в адрес неограниченного круга лиц, конкретно, как трактуется тот или иной параграф санитарных правил. Могу сказать, что Роспотребнадзор – это шестикратный чемпион мира по подковерной борьбе. Такое ощущение, что вот борются за каждый параграф, за которым стоит возможность прийти в предприятие и сразу наказать.
Игоря Бухарова поддержал и вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. По его словам, работу над совершенствованием норм и правил необходимо продолжить. Другое дело, что рационализаторские инициативы, за которые голосует специальная рабочая группа, на выходе порой меняются до неузнаваемости.
Вице-президент организации «Опора России» Алексей Кожевников Такой пример у нас по правилам предоставления гостиничных услуг. Когда в результате группа проголосовала, мы его разрабатывали, дорабатывали, и, в конечном итоге, документ вышел абсолютно не соответствующий нормам для предпринимателей. Предположим, оттуда исключили очень важный пункт, что исполнитель вправе в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора, если потребитель нарушил условия. Все приехали на форум. Вы хотели бы заселиться в номер, который напрочь прокурен? Думаю, что вряд ли. А этот пункт, который действовал и в предыдущих правилах, вдруг перестал существовать. И нас наш регулятор, Ростуризм, даже не поставил об этом в известность.
Чиновники парируют – не нравится подход к реформе, выступайте с предложением как улучшить процесс.
Замруководитель аппарата правительства Ольга Чепурина Ну не может Роспотребнадзор каждому написать письмо. Как он должен на неограниченное количество лиц разместить методическую рекомендацию? Кроме сайта, я не знаю, как это сделать. Соцсети? Тоже сомнительная история. Поэтому, если вы говорите, что здесь что-то плохо – мы готовы, и вы знаете, что мы слышим. Давайте друг друга не ругать, а говорить: «Вот здесь проблема, и у нас есть решение».
К слову, на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников рассказал о новом этапе реформы контрольно-надзорной деятельности. Теперь в ее рамках шире будут применять «риск-ориентированный подход». Это значит, что так называемые «простые» сферы предпринимательства исключат из плана проверок.