С неожиданным предложением главный оператор российской почтовой сети выступил к Минпромторгу. По замыслу, отдельная структура поможет уладить сложности, которые периодически возникают в отношениях между продавцами и маркетплейсами. Эксперты отнеслись к инициативе неоднозначно.
Ранее в профильном департаменте Минпромторга составили список из 15 претензий к торговым площадкам в интернете. По данным платформы Vc.ru, среди тех, кому ведомство направило письмо с результатами мониторинга, Ozon, Wildberries, Сбермаркет, AliExpress Россия – всего 13 организаций. В списке проблем сложные механизмы расчёта комиссий, дорогой процесс регистрации личного кабинета, слишком строгие требования к упаковке и плохая клиентская поддержка. В «Почте России» позиционируют себя как независимую организацию, но заявляют, что сами готовы участвовать в работе комиссии, которая займется поиском решения. О том, насколько целесообразно создавать для этого отдельную структуру, рассуждает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.
Председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко «Почта России» - это всё же не торговая история. «Почта России» выстроила свой логистический центр, они действительно могут выступать серьезным самостоятельным игроком на торговом рынке. Но по данным на текущий момент, объемы «Почты России», соответственно компетенции в торговле, низкие. А там действительно масса проблем, связанных с тем, что традиции маркетплейсов, так сказать, щемить поставщиков, менять условия, страховать… Там действительно список большой, куча проблем. Если мы хотим, чтобы поставщики и производители договорились, то надо собирать Ассоциации магазинов, поставщиков, нужно садиться и выяснять, потому что конфликты есть. При чем здесь «Почта России», честно говоря, я не очень понимаю. Если мы с вами сейчас зайдем в «Почту России», то увидим, что она становится похожа на небольшой магазинчик. Они имеют отношение к этому рынку, они, безусловно, являются его игроками, но всё-таки в первую очередь – это почта, которая должна обеспечивать доставки до людей. Это логистический конец.
Тем временем, эксперты отмечают, что поставщики и производители уже давно самостоятельно объединяются в Telegram-каналах крупных маркетплейсов. Там обсуждают наболевшие вопросы и разрабатывают стратегию развития. Правда о представительстве их интересов речь пока не идет, считает председатель комитета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров – чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, нужно менять действующее законодательство.
Председатель комитета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров Сама идея о создании в Минпромторге отдельный комитет по интернет-торговле – очень благая история, о которой рынок говорит уже много-много лет. С моей точки зрения, он должен подчиняться тому же замминистра, который сейчас занимается интернет-торговлей, но при этом должен быть отдельный сотрудник отдельного департамента, который будет эту историю возглавлять. Другое дело, что за благой идеей, как мне кажется, скрывается некоторое непонимание рынка, потому что никакого объединения десятков, а то и сотен мелких поставщиков, конечно, не получится. Такого профсоюза не будет. Как обычно в комитете будут заседать все те огромные маркетплейсы, которые и ходят обычно на все заседания в различные комитеты в правительстве. Возможно, это и правильная история. Но, повторюсь, это не будет иметь никакого, ни малейшего отношения к защите прав поставщиков, производителей маркетплейсов. Конечно, можно подступаться к закону о торговле и разговаривать с большими поставщиками. Но можно это сделать на любой из существующих площадок.
В «Почте России» инициативу аргументируют тем, что в ассоциации объединяются крупные игроки, но нужно создать условия для развития в онлайне малого и среднего бизнеса. Следует отметить, что отраслевые организации для решения этих вопросов уже есть. Среди них Российская ассоциация электронных коммуникаций, а также Ассоциация компаний интернет-торговли. Напомним, что в прошлом году объем российского рынка в онлайне вырос почти на 60% до 3 триллионов рублей. При этом в общем объеме продаж в розницу он составил 10%.