Усиление воспитательной работы, как подчеркивает Митянина, необходимо не только в патриотическом ключе. При этом не так важно число штатных единиц психологов в школах, сколько понятие «достаточности» их помощи. И нормативы тут применять нельзя – каждый руководитель учебного заведения должен в частном порядке решать, сколько педагогов-психологов нужно именно его школе. Кадровая политика здесь, по мнению уполномоченного по правам ребенка, требует усовершенствования.
Специалисты убеждены, что в воспитательном процессе перекладывать основные функции только на семью или на школу, нельзя. Здесь важно взаимодействие этих институтов во благо ребенка. Но проблема в том, что современные родители – дети конца ХХ века, которые заканчивали совсем другие школы, в которых никто не слышал про штатного специалиста-психолога. И осознать то, что сейчас учат совсем по-другому, многие так и не могут. О проблеме рассуждает председатель Ассоциации молодых педагогов, директор лицея №369 Константин Тхостов:
Впрочем, у вопроса традиционно есть и другая сторона медали. Некоторые педагоги убеждены, что серьезный кризис в вопросе школьной психологии нарастет еще с 2000-х годов. То есть с тех пор, как школа, по мнению специалистов, начала бюрократизироваться, запустился процесс ее дегуманизации, а сейчас, особенно после пандемии коронавируса, критическая ситуация достигла пика. И учащемуся зачастую просто не к кому прийти со своей проблемой, а если и есть штатный специалист, то тот иногда просто не может оказать действительно необходимую квалифицированную помощь. Об этом рассказывает бывший сопредседатель профсоюза «Учитель», преподаватель английского языка Марина Балуева:
Напомним, что правительство России еще в 2012 году распорядилось организовать в школах так называемые «службы медиации». Такое решение было обусловлено необходимостью вхождения страны в глобальное образовательное пространство, требующее перехода на международные нормы и стандарты. В Евросоюзе директива о медиации применяется с 2008 года.