Электробусы: едут недалеко, но дорого. На развитие транспорта до 2035 года в России потратят 2 трлн рублей. Старые автобусы по всей стране заменят новыми, преимущественно – инновационными. Однако эксперты сомневаются, что на всю программу хватит денег и времени.
Программа не лишена своих преимуществ, говорится в отчете рейтингового агентства НКР. Во-первых, парки общественного транспорта в стране серьезно устарели и требуют замены. Степень износа в отельных случаях достигает 80%. Во-вторых, особое внимание уделили поддержке отечественного автопрома. КамАЗ и ГАЗ останутся значимыми поставщиками. Наконец, учтут опыт концессии, по которой в Петербурге запустили трамвай «Чижик».
Положительные моменты на этом заканчиваются. Специалисты сомневаются в том, что программу успеют выполнить в срок. И хотя времени до 35-го года, казалось бы, достаточно, но бюджет серьезно органичен. Дело в том, что определенности с источниками финансирования до сих пор нет. Из-за ценового фактора один из плюсов проекта плавно перетекает в минус. Речь идет о расширении парка электробусов. Что, безусловно, улучшит экологическую обстановку в загазованных городах. Но каждая машина - втрое дороже традиционного автобуса. А запас хода у нее довольно скромный, от силы 250 км. Такие затраты потребуют постоянных вливаний со стороны региональных властей, прогнозируют аналитики.
Урбанисты, в свою очередь, подчеркивают: общественные перевозки и не должны приносить прибыль. При этом, инновационный транспорт в идеале позволит разгрузить дороги. В утопических городах будущего нет пробок, есть сплошная экономия на топливе. Опять же: время дороже денег. Но при переходе городов на элекротехнологию необходимо понимать, о каком типе электробуса идет речь. Их два вида: с динамической подзарядкой на ходу – это, например, троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые успешно внедряют в Петербурге. Или автобусы с подзарядкой в парке или на станциях. И при дальнейшем внедрении следует понимать эту разницу и целесообразность электрофикации.

Напомним, первые десять электробусов появились в Петербурге в конце прошлого года. На покупку «Волгабасов» из бюджета потратили почти 215 млн рублей. Когда инновационный транспорт демонстрировали Александру Беглову, он допустил, что в будущем весь автобусный парк «переключат на электричество». По подсчетам «Коммерсанта», полная замена обойдется городу в 40 млрд. Потянет ли бюджет такие траты – большой вопрос. На днях в комитете по тарифам сообщили, что разовый проезд должен подорожать как минимум на 5 рублей. Без повышения придется увеличить объем субсидий для городских перевозчиков. Позже в Смольном уточнили, что окончательного решения пока нет.