На фоне острого дефицита инженерных кадров предлагаемые зарплаты для них в этом году выросли в диапазоне от 16 до 24 процентов. Как уточняют «Известия» со ссылкой на рекрутинговые сервисы, инженеров ищет каждая пятая компания. О кадровом голоде в Петербурге и вариантах решения проблемы — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
Особенно сложная ситуация в строительстве и на производствах: в августе профильные кадры вошли в тройку наиболее востребованных. Для некоторых специальностей вакансий в два-три раза больше, чем резюме. Почему возник дефицит инженеров? Рассказывает вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Георгий Абелев:
Вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Георгий Абелев Если советская власть беспокоилась о своих инженерно-технических кадрах, то в 1990-е годы многие вообще считали, что для того, чтобы возить всё челноками, не надо получать высшее образование. Все инженеры бедствовали, не зарабатывали, и, как считалось, единственные, кто может быть богатым, — это экономисты и юристы. Вот была пора экономистов и юристов! Затем появилась новая профессия, куда люди активно шли, — это в основном айтишники. Технические же, строительные специальности и так далее — это было никому не интересно. Ну что ты там заработаешь на стройке или на заводе? К сожалению, это была идеология.
В числе наиболее востребованных кадров — инженер-электронщик, инженер-энергетик и главный инженер проекта. При этом самыми высокими темпами усугублялся дефицит инженеров пусконаладочных работ, говорится в совместном исследовании HeadHunter и Оренбургского завода металлоконструкций (резидент «Сколково»). Если год назад число вакансий превышало число резюме на 13%, то сейчас — уже на 86%. Без государственной поддержки не обойтись, подчёркивает генеральный директор группы компаний KELEANZ Medical Елена Кириленко:
Генеральный директор группы компаний KELEANZ Medical Елена Кириленко Комплект инструментов для одного инженера у меня, например, стоит порядка 100 000 рублей, причём они регулярно ломаются, выходят из строя, потому что интенсивно эксплуатируются. Инженер ездит на автомобиле, потому что у него этот тяжёлый комплект инструментов, и его надо постоянно возить с собой. Никаким образом нет никакой помощи, поддержки., то есть все это идёт из бюджета компании. А если посмотреть с другой стороны, мы работаем с государственными учреждениями по госзаказу — тарифы на обслуживание медицинской техники копеечные, в федеральных учреждениях они ещё более-менее адекватные. У нас вообще нет финансирования на ремонт и обслуживание медицинской техники как такового. Это тариф, в котором "сидит" зарплата врачей и техническое обслуживание, ну и, понятное дело, что всё это по остаточному принципу. Обучение тоже стоит достаточно дорого. В этом году на основании законодательства мы все должны были к 1 января пройти перелицензирование. Закупка оборудования для перелицензирования вышла больше, чем в 10 000 000 рублей.
В Петербурге, согласно опросу бизнес-омбудсмена, нехватку квалифицированных рабочих ощущают 41,2% предпринимателей, на дефицит инженерных кадров и специалистов, кадров среднего уровня квалификации и низкоквалифицированных рабочих пожаловались до 29,9% бизнесменов. Что делать, чтобы преодолеть кадровый голод? Рассказывает общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Петербурге Константин Тимохин:
Общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Петербурге Константин Тимохин Заслуживает внимания позиция и активность руководителей промышленных предприятий, которые сами непосредственно занимаются подготовкой. Яркий пример — это наш Кировский завод. Его руководство, на базе своего предприятия, создает курсы и возобновляет работу института наставничества. Все это, конечно же, стимулирует молодых людей на то, чтобы осваивать инженерные профессии. И мы видим по статистике, что в этом году конкурс в вузы на инженерные профессии превысил конкурсы на гуманитарные профессии.
Отметим, депутат Госдумы от Петербурга Оксана Дмитриева предложила сформировать систему льгот для инженеров и инженерной деятельности. Согласно её законопроекту, в частности, необходимо возродить профильные научно-исследовательские институты и научно-производственные объединения.