
08.11.2017
Новых Apple, Facebook и Amazon не будет
Основатели небольших компаний вроде производителя протеиновых батончиков RX Bar, вероятно, никогда не войдут в историю, как гиганты наподобие американской Kellogg, - рассуждают авторы портала TechCrunch. - Зато им удалось с начальным капиталом 10 тыс долларов за 4 года заработать свыше 600 млн.
По мнению аналитиков, IT-стартапам также пора перестать обманываться, что они могут стать новыми единорогами (то есть проектами с оценочной стоимостью свыше 1 млрд долларов). Так называемая «пугающая пятерка» (которая включает Google, Facebook, Apple, Amazon и Microsoft) по-прежнему будет определять будущее новых технологий.
Аналогичным образом Nestle, Coca-Cola, Mars и прочие поделили рынок продуктов питания, а Johnson & Johnson, Novartis, Pfizer и другие - отрасль фармацевтики. Другой вопрос, что разрабатывают новые продукты, лекарства и технологии небольшие стартапы – а «монстры» рынка их просто покупают. Комментирует старший инвестиционный менеджер Runa Capital Константин Виноградов.
Крупные компании имеют возможность лоббировать свои интересы и быть уверенными в том, что их продукт выйдет на рынок. Однако неповоротливая организационная структура лишает их возможности экспериментировать. Именно эту нишу логично занять стартапам, которые могут не беспокоиться о коммерциализации своих разработок. Например, если новый препарат для лечения рака будет действительно прорывным, его купит тот же Novartis. При этом предприниматели смогут сосредоточиться на исследованиях и поиске прорывных решений.
Успешность такой модели подтверждают цифры: за последнее время в фарме на IPO вышли более 100 биотехнологических стартапов с годовым доходом в 10 млрд долларов. В пищевой промышленности только в прошлом году появилось свыше 600 компаний с патентами на новые продукты. Есть такие примеры и в IT-сфере: например, компания IAC (InterActiveCorp), которая владеет сайтом знакомств Match.com, в свое время купила Ask.com, About.com, Tinder и другие подобные сервисы. С начала 2000-х Google приобрела свыше 200 стартапов. А Facebook отдал 80 млн долларов за приложение для анонимных опросов TBH («to be honest»). Впрочем, это не означает, что возможностей для роста нет вообще – иначе пришлось бы сказать, что закончилась эра амбициозных предпринимателей, - отмечает директор проектного офиса «Развитие технологий» «Ростелекома» Любовь Симонова-Емельянова.
Осознать, пришло ли время продать бизнес или можно «дорасти» до единорога, помогает разве что предпринимательское чутье. На этот счет есть несколько показательных примеров. Первый - успешный: создатели Snapchat в 2013-м отказались продать сервис Facebook за 3 млрд долларов и превратили его в популярный самостоятельный мессенджер. Второй – негативный: компания Yahoo! в 2008-м году отвергла предложение Microsoft о покупке почти за 50 млрд долларов. Один из основателей Джерри Янг посчитал цену слишком низкой. Однако после этого акции Yahoo! резко упали в цене, а Янгу пришлось покинуть компанию. К слову, та же Yahoo! наряду с MySpace, Viacom и другими в свое время предлагала Марку Цукербергу продать Facebook, однако стороны не сошлись в оценке компании. А пожалели об этом все, кроме основателя.
Рекомендуем
Комментарии
Написать комментарий
Комментарии на сайте работают в режиме премодерации. В связи с этим их появление на сайте будет занимать некоторое время. Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте и Twitter.