Предпосылки изменений были очевидны. Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов - все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Глобальная реформа внесла коррективы и в культурную повестку. Уставшее от гражданской войны общество, помимо прочего, нуждалось в лёгких и позитивных сюжетах, которые предлагали сцены небольших частных театров. Именно этому периоду в жизни страны посвящена выставка Театрального музея «НЭП: хлеба и зрелищ!». Экспозиция актуальна и сегодня, так как именно в период рассвета новой экономической политики возникла истинно русская – массовая культура, - считает старший научный сотрудник фондов Музея театрального и музыкального искусства Елена Грушвицкая.
На выставке представлены фотографии, эскизы декораций, а также подлинные костюмы и музыкальные инструменты первой советской оперетты «Холопка» композиторов Николая Стрельникова и Исаака Дунаевского. Любовь – самый популярный сюжет жанра, который обязательно заканчивался хэппи эндом.
Ещё один герой выставки – Леонид Утёсов, безусловный кумир той эпохи. В его образах люди узнавали себя. В то время он пел сатирические джазовые куплеты, создавал собственный жанр на столкновении противоположных характеров. Утёсовский ансамбль определил то, что в дальнейшем стало называться советским джазом, а позже - эстрадной музыкой.
В залах представлены костюмы художницы Валентины Ходасевич, составленный ею журнал мод, вещи и рисунки, относящиеся к самому началу творчества Рины Зелёной, а также сюжеты режиссёра и актёра Алексея Феона, который поставил большинство оперетт в Малом оперном театре и в театре Музыкальная комедии.