Эвфемизмы, которые скрывают или смягчают информацию, появились в публичном поле не вчера. Так, трехдневный военный конфликт в Грузии в 2008 году с подачи Дмитрия Медведева вошел в историю как «операция по принуждению к миру». Бывший министр Алексей Улюкаев отметился не только громким уголовным делом, но и заявлением о «достигнутом дне экономики». А глава ЦБ Эльвира Набиуллина неоднократно обнадеживала россиян «отрицательным ростом».
Другое дело, что в какой-то момент безобидные по смыслу слова и выражения начали буквально доминировать в публикациях СМИ. Яркий тому пример, скандальный закон о повышении пенсионного возраста. Тема вызвала такое раздражение в обществе, что сначала государственные, а потом и многие другие издания, начали использовать нейтральные термины «пенсионная реформа» или «пенсионные изменения». Эффект от «режима информационного благоприятствования», как его назвала Медуза, вероятно был настолько силен, что вскоре полосы газет буквально заполонил «птичий язык».

Пресловутые «хлопки» возникли в инфополе с прошлой осени. Таким образом, журналисты обычно смягчают информацию о взрыве бытового газа, который порой приводит к разрушительным последствиям. Если в 2017, по данным компании «Медиалогия» эвфемизм встречался в текстах всего 58 раз, то в 2019-м уже 1300. Отметим, что термин «хлопок» есть в технической документации МЧС и обозначает взрыв, который ничего не разрушил. Что примечательно, практически все издания смело окрестили взрывом недавний инцидент в Петербурге, когда из-за избыточного давления лопнули две уличных бочки с квасом. Эвфемизмы используются и в других новостях о ЧП. Так, пожары зачастую называют «возгоранием», а иногда и «задымлением». Паводок, который два года назад привел к социальной и экологической катастрофе в Забайкалье, трансформировался из «наводнения» в «подтопление».

Из СМИ пропали также авиакатастрофы. Меньше их не стало, но теперь их порой называют либо «жесткой посадкой», либо еще более абстрактным «авиационным происшествием». Проблемы в экономике, а также пандемия коронавируса подарили медиа еще с десяток эвфемизмов. Например, с легкой руки министра Антона Силуанова депрессивное «кризис» трансформировалось в бравурное «вызов». Полюбился журналистам и ранее упомянутый «отрицательный рост». Присущ он, как показывает опыт, и экономике, и демографии, и другим направлениям, которые переживают серьезное падение. Также можно вспомнить пресловутую «самоизоляцию» с крупными штрафами за ее нарушение. Чем она отличается от «карантина» мало кто понимает. А недавно арсенал пополнил еще один примечательный оборот о том, что власти защитят цены на бензин от снижения, что как бы намекает – дешевого топлива россияне не дождутся.
Эвфемизмы политиков ожидаемо стали поводом для мемов. «Не голод, а диета. Не зарплата, а спасибо», - шутят пользователи в соцсетях. «Птичий язык» активно используют в рекламе. Пример тому компания Visit, которая свои средства контрацепции продвигала в Твиттере фразой: «Если не хочешь наблюдать отрицательный рост и преждевременный хлопок».