«Миллиардерам рано или поздно придется делиться». В журнале Forbes появилась публикация о том, что в России неизбежно появление налога на богатство. Эта тема до сих пор не стала резонансной, хотя должна бы. В отличие от стран Запада, идея не обсуждается в прессе и это молчание, как пишет финансист Исаак Беккер, скорее искусственное. В своей колонке на страницах Forbes он апеллирует к известному рейтингу Credit Suisse. По оценкам банка, напомним, Россия занимает второе место в мире по уровню концентрации достатка. На долю 10% миллиардеров приходится более 80% всего богатства страны. Острее материальное расслоение ощущается только в Таиланде.
Поэтому кому, как не россиянам думать о финансовом равенстве. Запрос на решение вопроса в обществе наверняка будет расти. И, как полагает экономист, развязка должна случиться уже в ближайшие пять лет. Этому поспособствует, во-первых, острая потребность в дополнительных бюджетных поступлениях. А во-вторых, предстоящие выборы - парламентские и президентские. В условиях дефицита новых идей налог на богатство – та самая карта, которую, без сомнения, разыграют в будущем избирательном цикле. Четко прописанная программа может стать своего рода национальной идеей, считает автор статьи.
Эти доводы, впрочем, разбиваются о практику некоторых зарубежных стран. Там попытка заставить богатых делиться с бюджетом обернулась оттоком капитала. В России же реализация реформы забуксовала бы еще при попытке определить порог обложения и ставку налога.
Дилемма о том, как и сколько следует взимать с состоятельных соотечественников, многих экспертов не смущает. Как вариант, они предлагают доработать предвыборную программу кандидата в президенты США Элизабет Уоррен. Например, сумма до 50 млн долларов не облагается ничем. А сверх этой отметки в бюджет уплачивается 2% в год. Свыше миллиарда – еще процент.
По такой формуле пять самых богатых российских бизнесменов по версии Forbes принесли бы бюджету более 3 млрд долларов в год. Это почти втрое больше, чем все собранные налоги на доходы физлиц страны в 2018-м.
Однако некоторые эксперты считают, что эти деньги не только не решат накопившихся в российской экономике проблем, но и создадут новые.

Идея налога для богатых россиян периодически возникает на повестке последние несколько десятилетий. Например, в 2007 году справедливороссы предлагали считать роскошью яхты, катера, самолеты, вертолеты и даже автомобили стоимостью от 2 млн рублей. А также квартиры и дачи от 15 миллионов. Годы спустя инициатива не кажется столь справедливой.
В предвыборном 2011-м дискуссия возобновилась с новой силой. Занимавший тогда пост премьер-министра Владимир Путин заявлял, что роскошь и сверхпотребление должны облагаться повышенными налогами. «Это – очевидный факт». Год назад министр финансов Антон Силуанов в интервью другому Владимиру Владимировичу объяснил отказ властей от прогрессивной ставки так. «Богатые», - сказал он в программе «Познер» - «люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение».