На встрече с инвесторами почти половина бизнесменов настаивает на уникальности своего продукта. Четверть считает, что разработки станут новшеством на российском рынке. А каждый пятый убежден, что создал инновацию международного масштаба. На практике же только 1% российских стартапов не имеет аналогов на рынке. Об этом говорится в глобальном исследовании, которое недавно провели в агентстве «Стартап Барометр» при поддержке Фонда развития интернет-инициатив. В защиту аналогов журнал «Форбс» приводит пример программы Excel. Ее товаром-заменителем может быть калькулятор, который появился на смену обычным счетам. Противники копирайта вооружены более острым сравнением. Безусловным стартапом может считаться, например, первый в мире магазин без кассиров, охраны и с оплатой за биткоины. Районный продуктовый ларек тоже не лишен своих преимуществ: при удачном выборе локации и поставщика он может приносить прибыль. Но это рядовая коммерция. И для инвестора разница принципиальна. Они предпочитают вкладывать средства в проекты, которые будут актуальны через пять-десять лет. А пока стартаперы развивают чужие начинания, прогрессивный рынок успевает перестроиться. В отсутствие собственных сценариев второе, что убивает стартапы на корню – несоразмерные аппетиты. Основателей часто ловят на завышенных аппетитах в плане инвестиций. Слишком часто, ожидания не соответствуют реальной стоимости продукта. Чтобы не остаться без финансирования, нужно понимать, что сами по себе идеи ничего не стоят. И чаще привлекать инвесторов к экспертной оценке.

Определенные надежды возлагались в России на бизнес-акселераторы. Программы поддержки для новичков рынка были многообещающей интеграцией мирового опыта. Но по факту акселерационные площадки сводятся в лучшем случае к образовательным лекциям. В худшем – к пиару его организаторов. Хотя изначальные задачи более чем конкретны. В частности, это поиск стратегических инвестиций и целевой аудитории проекта. В идеале – помощь с доведением продукта до ума, например при интеграции всех существующих решений в стартапы. Также важно наладить контакт с крупным бизнесом для потенциального сотрудничества. Кроме того, западные акселераторы не требуют быстрой раскрутки проекта. Правда, и воспитанники отличаются большим уровнем.

За последние пять лет поддержать стартапы пытались и на государственном уровне. Петербург занял второе место по объему инвестиций от Фонда развития Интернет-инициатив. Самый крупный венчурный фонд страны впервые отчитался об итогах своей работы в прошлом году. По данным РБК, вложения более чем в 350 компаний превысили 3 миллиарда рублей. Северной столице из этой суммы досталось почти 600 миллионов. Однако уже на тот момент каждый пятый выпускник акселератора прекратил свою работу. Типичной причиной провала аналитики фонда называли неготовность бизнеса к меняющимся условиям экономики. По словам независимых экспертов, к гибели стартапов привели внутренние конфликты и огромные траты на привлечение клиентов. Но главная ошибка – выбор раскрученной за рубежом бизнес-модели, которая в России пришлась не ко двору.