Международная школа искусств, открытие которой ранее анонсировали Европейский университет и Эрмитаж, объединит выставочное пространство, передовой научно-образовательный центр и инновационную индустрию. Об этом в ходе пресс-конференции в Интерфакс рассказал Михаил Пиотровский. Это, по его словам, позволит подготовить искусствоведов, разбирающихся в современных технологиях:
Цель новой школы искусств воспитать и подготовить искусствоведов, которые свободно будут владеть самыми различными приемами современных технологий. Уже создан центр палеогенетики, и там будут учиться искусствоведы, которые будут разбираться в генетических проблемах. Не будут просто генетики заниматься, а потом строить российские теории, а те, кто разбирается в искусстве и культуре будут легко владеть этим материалом. Там есть Лаборатория искусственного мозга, которая будет готовить совершенно нового типа навигаторы, путеводители для музеев и способы взаимодействия людей с музеем. Идея такая немножко «эрмитажная»: мы любим воспитывать людей, чтобы, если мы что-то новое делаем, чтобы это потом научились делать наши, «эрмитажные» люди, а не люди, пришедшие со стороны. Это заложено в новую школу искусств.
Затронул глава Эрмитажа и популярную сейчас тему NFT-искусства. Напомним, музей ранее продал на криптобирже пять токенов с копиями работ художников эпохи Возрождения. Многих интересовало, каким образом планируется обналичить вырученные средства. С этим действительно были сложности, - отметил Михаил Пиотровский:
Вся система, связанная с криптовалютой и со всем остальным – она не очень хорошо отрегулирована, и очень много разных всяких других ограничений. Но мы сумели все это преодолеть, то есть создать такую систему, при которой, конечно, заплатив значительные деньги посредникам – на это ушло некоторое время – получили 24 млн рублей, из которых 5 млн рублей уйдет в налоги городу Петербургу.
Рассказал Пиотровский и о реставрации петербургской Биржы. Вокруг знакового для города здания регулярно вспыхивают скандалы. Весной, например, некоторые градозащитники говорили о том, что оно находится на грани разрушения. Вспомнить можно и частую смену подрядчиков и судебные иски в их отношении. Как бы то ни было, работа идет, - успокоил гендиректор Эрмитажа.
Состояние таково: мы реставрируем, реставрируем очень неспешно. Всем известно, что это главный памятник архитектуры, самый главный шедевр Петербурга, он находится в аварийном состоянии, работать нужно очень аккуратно. У нас сложная система отношений с подрядчиками. Вы, наверное, слышали историю про Крым и петербургскую компанию «Меандр», которая там начала множество объектов и все бросила. Эта компания работала и у нас на бирже – мы ее выгнали еще до того, как они успели что-то испортить. Сейчас завершаются работы наружные, внутренние. Так что еще два года, как минимум, работы будут идти, если у нас будут продолжать работать подрядчики, если этих подрядчиков не замучит банкротство или судебные иски от других их клиентов и так далее.
Еще одна тема, на которой акцентировал внимание Михаил Пиотровский, - это традиционные Дни Эрмитажа, которые стартуют в декабре:
Мы откроем постоянную экспозицию Ирана в Эрмитаже. Коллекция иранского искусства у нас - одна из лучших в мире. В конце месяца мы откроем выставку, посвященную Петру Великому. Мы представим публике наш лабораторный корпус в Старой деревне, откроем такую новую форму показа: не торжественное открытие, а представление того, что сделано. Там уже почти все готово. У нас пройдут две конференции: одна, посвященная цифре в искусстве, а вторая посвящена инклюзии. «Небесный Эрмитаж» и «Инклюзивный Эрмитаж» будут основой для международных обсуждений.
Отметил директор Эрмитажа и последствия введения QR-кодов для учреждений культуры. По его словам, в первые дни ограничительных мер поток посетителей сократился на 50%. В музее рассчитывают, что в ближайшем будущем ситуация нормализуется и позволит принимать до 9 тыс. человек в день.