В прошлом году в России сетевые консультации получили более 5 млн человек. При этом, по данным провайдеров телемедицинских услуг, число зарегистрированных пользователей уже превысило отметку в 10 млн. С начала пандемии рынок продемонстрировал рекордную динамику роста и намеченные властями показатели вполне достижимы, считает Анна Мещерякова, гендиректор компании «Платформа «Третье мнение», разрабатывающей алгоритмы искусственного интеллекта. По ее словам, более 30 млн человек имеют хронические заболеваниями, которым не требуется постановка диагноза, но нужен врачебный контроль. Она также перечислила ряд барьеров, которые могут помешать развитию телемедицины.
Проблема идентификации специалистов стоит действительно остро. Как пишет «Российская газета» со ссылкой на МВД, ежегодно в сети псевдомедиков попадают до тысячи человек. Мошенники создают кол-центры и даже фишиноговые копии сайтов клиник. Они широко рекламируют свои услуги, нередко целенаправленно обзванивают клиентов. Истории болезней и контактные телефоны нередко приобретают у недобросовестных работников медучреждений.
Согласно опросу ВЦИОМ, за медпомощью в городские и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС хотя бы раз в жизни обращались почти 95% взрослых россиян. О телемедицине знает две трети жителей страны. Четверть опрошенных готовы обратиться к врачу удаленно, если есть признаки болезни. Получить прием по телефону чаще других согласны жители Москвы и Петербурга. При этом треть респондентов считают, что личный осмотр обязателен. Среди других причин, по которым россияне не рассматривают возможности обращения за дистанционной консультацией: сомнительное качество процедуры, отсутствие необходимости или возможности обратиться.