Крупные ритейл-компании готовятся массово внедрять в работу систему распознавания лиц. С помощью видеоаналитики будут вычислять неблагонадежных покупателей и бороться с магазинными ворами, пишет «Коммерсантъ».
Система верификации работает как архив криминальных инцидентов в торговых центрах – визуальные данные хранятся в обезличенном виде. При повторных визитах предполагаемых преступников служба безопасности магазина получит push-уведомление. Вместе с тем охрана не имеет права вывести подозрительного посетителя из помещения. По закону, персонал сможет лишь усилить наблюдение за конкретным человеком и при необходимости вызвать полицию. Технология способна собирать данные о количестве посетителей, определять их пол и возраст. Также она позволит контролировать активность персонала и находить самые популярные зоны продаж в залах. В целом, система не нарушает права потребителей. Фото и видеосъемка в публичных местах не запрещена. Проблема в том, что использовать и хранить такие данные оператор может только с согласия граждан.
Юрист Национальной юридической службы «Амулекс» Марина Филиппова Если при формировании базы данных оператор идентифицирует личность гражданина для того, чтобы отнести его к категории неблагонадежных, он должен установить факт того, что он уже не единожды попадался на воровстве. Соответственно, без установления личности гражданина сделать это, на мой взгляд, крайне затруднительно. Если оператор устанавливает личность гражданина и использует его изображение впоследствии, здесь имеет место нарушение закона о персональных данных, если согласия на использования изображения не было получено. К тому же нарушение законодательства предоставляет право данному гражданину требовать исключить его фотографии или видеозапись из базы данных, а так же требовать возмещения убытков в судебном порядке и компенсацию морального труда.
Угроза утечки персональных данных возможна в случае злоупотреблений со стороны сотрудников магазина. Кроме того, есть риск взлома программы с целью шантажа.
Специалист по информационной безопасности Александр Варской Мне кажется, первым делом эти данные попадут в руки более сильной мафии. Есть какие-нибудь преступники, преступный мир, преступные синдикаты, а есть корпоративная ОПГ. Они сделают примерно так: поводят за нос и тех и других, а данные эти заберут себе. Они их просто будут собирать для своих корпоративных целей. Так же как они сейчас обмениваются друг с другом без нашего ведома персональными данными, в том числе карточками, информацией о балансе и так далее. А внутри себя они этим обмениваются, как подруги обмениваются платьями перед свиданием.
Отметим, что «ЭР-Телеком» уже оснастил видеоконтролем два десятках гипермаркетов в Перми. В Петербурге установкой системы в нескольких городских ТРК занималась компания «NtechLab». Названия объектов держатся в секрете. Ранее разработчики рассказали «Деловому Петербургу», что в магазинах их партнеров за год похитили товаров почти на 40 миллионов рублей. Чаще всего в продуктовых отделах петербуржцы воровали сыры и паштеты. Чуть реже – алкоголь. На третьем месте у так называемых шоплифтеров оказались сладости. В непродовольственном сегменте в списке краж лидируют тушь для ресниц, шампуни и губные помады.