Внедрить систему обязательной маркировки власти планируют к 2024-му году, но это поэтапный процесс – решение для каждой группы товаров принимается отдельно. Пять лет назад все началось с шуб, затем в перечень попали лекарства, табак, парфюмерия, фототехника, покрышки и некоторые товары легкой промышленности. На данный момент обязательной маркировке подлежат 12 категорий. Есть также проекты, которые сейчас работают в режиме теста, среди них вода, пиво и БАДы. По данным исследования Высшей школы экономики, от внедрения обязательной цифровой маркировки легальные производители могут в совокупности иметь до 200 млрд. рублей дополнительных доходов ежегодно. О том, какие преимущества она способна дать бизнесу, рассказывает замгендиректора оператора системы Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов.
Основная цель маркировки – избавить рынок от контрафакта. В некоторых отраслях предприниматели сами выступают за внедрение системы. Среди них производители БАДов. По оценкам DSM Group, доля легального рынка в России составила всего 40%. Это связно с наличием множества маленьких игроков, которые не прошли лицензирование и сертификацию. Похожим образом обстоит ситуация на рынке антисептиков – доля нелегальной продукции там составляет 50%. По данным Высшей школы экономики, наибольшая выгода прогнозируется для табака, кондитерских изделий и молочной продукции. Но несмотря на очевидные плюсы, маркировка требует затрат от производителей, продолжает глава Молочного союза России Людмила Маницкая.
В итоге затраты на оборудование зависят от объемов предприятия. Если для маленького производителя доступна ручная печать, то крупным придется устанавливать оборудование. Чтобы минимизировать затраты, предприниматели могут печатать код в типографии – вместе с упаковкой. Потребителю единая цифровая система дает возможность отслеживать товар и узнавать о нем всю правду через Matrix код. Приложение национальной системы маркировки «Честный знак» уже скачали три с половиной миллиона пользователей.