Кризис как почва для конфликтов с работодателями. Сегодня юристы считают неизбежным последствием всплеск судебных разбирательств.
В этой связи эксперты прогнозируют востребованность коллективных исков. Инструмент, который применяется во всем мире для экономии времени и денег истцов, появился в России в конце прошлого года. И, как пишут «Ведомости», на практике многие успели столкнуться с рядом недостатков системы. В частности, в процессе не действует предусмотренная законом система оповещения участников о назначенных заседаниях. Также нет возможности приобщать документы в электронном виде. Кроме того, по закону срок рассмотрения групповых обращений в четыре раза превышает индивидуальные и занимает восемь месяцев.
В отличие от западных стран, в России даже в групповых спорах можно выиграть сравнительно небольшую сумму компенсации за моральный вред. В целом же механизм скорее схож на устоявшуюся в Болгарии правовую практику.

В США наиболее распространены коллективные иски в защиту потребителей, пострадавших от некачественных услуг и товаров. Так, в прошлом году в стране появился сайт для подачи претензий к производителям электронных сигарет, пишет «Право.ру». Трудовые споры также остаются частым поводом для разбирательств. Например, 12 тысяч сотрудников Apple в Калифорнии обратились в суд из-за 20-минутных очередей на досмотр после смены. Сотрудники посчитали, что время ожидания должно оплачиваться как рабочее. Apple выиграла дело в первой инстанции, сейчас оно на стадии апелляции.
Ранее Visa, MasterCard и несколько кредитных организаций выплатили ретейлерам по коллективному иску более 6 млрд долларов. Дело тянулось почти 10 лет. Заявителей не устроил завышенный процент комиссии при оплате банковской картой. Немало претензий и к автоконцернам. Так, три года назад покупатели автомобиля Teslа пожаловались на некорректный автопилот. В итоге компания согласилась выплатить 5 млн долларов компенсации.