Почти четверть всех киосков и павильонов города собираются отдать под торговлю фермерской продукцией. Таким образом в федеральном правительстве рассчитывают подержать на плаву пострадавшие от коронавируса малые хозяйства. «Точка сбыта – это хорошо, но идею скорее всего «похоронит» бюрократия», говорят некоторые участники рынка.
Развитие нестационарной торговли уже включили в национальный план восстановления экономики. На его реализацию дают год. Концепция не нова: еще в 2015 году на фоне санкций Минсельхоз сетовал на то, что фермерам не выгодно сбывать свою продукцию самостоятельно, поэтому приходится продавать ее за бесценок перекупщикам или крупным сетям. Предполагалось, что правительство будет помогать небольшим хозяйствам финансово, к 2020 году появятся специальные рынки и крестьянские ярмарки, но в глобальном смысле воз и ныне там. Ситуацию усугубляет еще и жёсткое регулирование, которое вынуждает производителей собирать огромное число документов.
В данный момент в правительстве планируют увеличить госзакупки продукции у малых предприятий АПК, наращивать объемы льготного кредитования для фермеров и повысить доступность лизинга техники. О тяжелой судьбе фермеров задумались и в «Единой России». Так, секретарь генсовета партии Андрей Турчак выступил за либерализацию малоформатной торговли. Суть инициативы - упростить получение разрешительных документов, а также узаконить автолавки. Ключевой вопрос - расположение торговых точек в крупных городах. Также есть смысл присмотреться к европейскому опыту фермерских аукционов.
Успешный пример реализации идеи нестационарной торговли есть в Москве. Еще в середине прошлого года власти столицы открыли 90 киосков с фермерской продукцией. Небольшие производители участвуют в аукционе, объект получает тот, кто предложит большую сумму ежемесячного платежа в бюджет конкретного муниципалитета.