12.10.2020

Интернет кажется россиянам все менее безопасным

Эксперты рассказали о том, какие данные россияне предпочитают скрывать в сети, с чем связаны основные опасения и когда покупатели готовы переплатить за офлайн-товары.

Изображение StartupStockPhotos с сайта Pixabay - Источник

По данным НАФИ, во время пандемии свыше половины жителей страны воспользовались цифровыми госуслугами. А почти каждый третий, как подсчитали в РЭШ, оформил подписку на сервисы вроде доставки еды или онлайн-кинотеатров. При этом, по данным опросов, респонденты стали сильнее, чем год назад переживать о своей безопасности в сети.

В России число тех, кто хочет повысить свой уровень сетевой приватности и минимизировать «цифровой след», увеличилось до 80%. Например, многие отключают геолокацию в приложениях или намерено указывают вымышленные имена при заказах или регистрации в магазинах. Связана такая подозрительность с высоким уровнем недоверия как к бизнесу, так и к госструктурам. Люди сомневаются, что кто-то сможет обеспечить конфиденциальность и сохранность их персональных данных. И парадоксальным образом – не читают пользовательских соглашений. Впрочем, как и во всем мире. Своими наблюдениями на конференции в Сколково поделилась директор по развитию продуктов Dentsu Aegis Network Russia Наталья Кузьмина.

Директор по развитию продуктов Dentsu Aegis Network Russia Наталья КузьминаЗдесь один, наверное, из самых моих любимых кейсов из жизни – это история про британского провайдера публичного wi-fi. В соглашения, которые пользователь должен принять при использовании открытой сети, они вносили всевозможную ересь такую, как соглашение на раскрашивание улиток, участие в общественных работах и так далее. За те несколько дней пока продолжался эксперимент, 22 тыс. человек согласились на подобное использование себя, и только один человек пожаловался на то, что «вообще у вас в пользовательском соглашении написана какая-то ерунда». То есть с одной стороны, мы хотим, чтобы нас спрашивали, а с другой стороны, когда нас спрашивают, читать и разбираться в деталях мы не очень готовы.

Очевидно, что сетевые игроки должны объяснять пользователям правила взаимодействия более четко: без мелкого шрифта и канцелярского языка. Эксперты сходятся во мнении, что объем соглашений нужно сокращать – и преподносить их, например, в виде понятных схем или иллюстраций. Отдельного пересмотра требует общественный договор по интернет-безопасности между гражданами и государством. Поскольку до сих пор не все понимают даже то, что собой представляют их цифровые двойники.

Президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова Что касается цифрового профиля конкретно: то, что вам государство выдало паспорт, ИНН и другие реквизиты – это уже оцифровка вас как гражданина. Если вы не хотите в этом участвовать, ну не получайте паспорт, СНИЛС и так далее, тогда вы не сможете пользоваться государственными услугами. Я бы относилась к этому, как к некому неизбежному прогрессу и старалась бы со стороны общества контролировать, чтобы цифровой профиль вдруг не стал тотальным контролем.

Покупки в интернете с начала пандемии совершили 85% россиян. Большинство из них объяснили свой выбор стремлением к экономии. Этот фактор стимулирует онлайн-шопинг во всем мире. Вместе с тем, в этом году в США произошел настоящий бум открытий независимых книжных магазинов. В России малый и средний бизнес находится в более тяжелых финансовых условиях. Однако в конечном итоге ни интернет-ритейл, ни крупные офлайн-сети не вытолкнут нишевые предприятия с рынка. Глобальным игрокам это просто неинтересно, отметил в беседе в Business FM Петербург эксперт в области интернет-исследований Михаил Бурчик.

Эксперт в области интернет-исследований Михаил Бурчик Есть маленькие игроки, которые живут независимо от глобальных. Если посмотреть на рынок обычного офлайн-ритейла и гипермаркеты, то они ни в коем случае не вытесняют какие-то специализированные, тематичные магазины. Они охватывают массовый сегмент и не имеют специфичных вещей, поэтому в любом случае нишевые вещи всегда будут и останутся, и наоборот многие вещи будут превращаться в нишевые, которые большими, крупными игроками не востребованы, исходя из низкого оборота. Большие игроки зарабатывают только на обороте, и нишевые вещи им неинтересны. По сути, тематично если брать условно нишевый хэндмейд каких-то вещей, они никогда не будут продаваться в крупном ритейле.

Еще до пандемии, по данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, около 15% пользователей столкнулись с теми или иными проблемами в интернете. Среди них спам, вирусы, взлом паролей и аккаунтов, хищение денег и персональных данных. Эксперты предполагают, что число пострадавших по итогам года может вырасти в два раза.

Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

В Петербурге медсестру отправили под домашний арест по «делу онкологов»
В субботу в Северной столице прошли более трех десятков обысков в рамках расследования кражи онкологических препаратов на 100 млн рублей.
Благотворительность по-русски: охотно, но безответственно
Большинству россиян неинтересно, куда идут их пожертвования.
Петербуржцы живут счастливо всего лишь 48 лет
Согласно опросу показатель определяет число лет, прожитых респондентами без серьезных заболеваний и претензий к своему существованию.
ТОП-3 новостей недели по мнению наших спикеров
Business FM Петербург попросил петербургских экспертов прокомментировать самые яркие события за последние 7 дней.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.