По данным НАФИ, во время пандемии свыше половины жителей страны воспользовались цифровыми госуслугами. А почти каждый третий, как подсчитали в РЭШ, оформил подписку на сервисы вроде доставки еды или онлайн-кинотеатров. При этом, по данным опросов, респонденты стали сильнее, чем год назад переживать о своей безопасности в сети.
В России число тех, кто хочет повысить свой уровень сетевой приватности и минимизировать «цифровой след», увеличилось до 80%. Например, многие отключают геолокацию в приложениях или намерено указывают вымышленные имена при заказах или регистрации в магазинах. Связана такая подозрительность с высоким уровнем недоверия как к бизнесу, так и к госструктурам. Люди сомневаются, что кто-то сможет обеспечить конфиденциальность и сохранность их персональных данных. И парадоксальным образом – не читают пользовательских соглашений. Впрочем, как и во всем мире. Своими наблюдениями на конференции в Сколково поделилась директор по развитию продуктов Dentsu Aegis Network Russia Наталья Кузьмина.
Очевидно, что сетевые игроки должны объяснять пользователям правила взаимодействия более четко: без мелкого шрифта и канцелярского языка. Эксперты сходятся во мнении, что объем соглашений нужно сокращать – и преподносить их, например, в виде понятных схем или иллюстраций. Отдельного пересмотра требует общественный договор по интернет-безопасности между гражданами и государством. Поскольку до сих пор не все понимают даже то, что собой представляют их цифровые двойники.
Покупки в интернете с начала пандемии совершили 85% россиян. Большинство из них объяснили свой выбор стремлением к экономии. Этот фактор стимулирует онлайн-шопинг во всем мире. Вместе с тем, в этом году в США произошел настоящий бум открытий независимых книжных магазинов. В России малый и средний бизнес находится в более тяжелых финансовых условиях. Однако в конечном итоге ни интернет-ритейл, ни крупные офлайн-сети не вытолкнут нишевые предприятия с рынка. Глобальным игрокам это просто неинтересно, отметил в беседе в Business FM Петербург эксперт в области интернет-исследований Михаил Бурчик.
Еще до пандемии, по данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, около 15% пользователей столкнулись с теми или иными проблемами в интернете. Среди них спам, вирусы, взлом паролей и аккаунтов, хищение денег и персональных данных. Эксперты предполагают, что число пострадавших по итогам года может вырасти в два раза.