В опросе приняли участие около 4,5 тыс. предпринимателей. Подавляющее большинство из них, около 85%, заявили, что их затронуло действие санкций. Некоторые уже закрыли или приостановила бизнес, остальные же продолжают работать, но адаптироваться к новым условиям пока не успели. Примечательно, что со сложностями в доставке иностранных товаров столкнулись менее четверти респондентов. В основном же компании задело что называется «по касательной». Так или иначе, заниматься импортозамещением многие пока не планируют. И это отчасти объяснимо, – считает первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Михаил Лобин:
Крупные предприятия, в том числе работающие на Северо-Западе, действительно демонстрируют определенный оптимизм. На прошлой неделе СМИ писали о Светогорском ЦБК, который на фоне резкого дефицита офисной бумаги смог оперативно найти замену финским реагентам, а также запустил линейку продукции из полубеленой целлюлозы. Предприятие «Аттика» в Тосненском районе отчиталось о наращивании производства полимерной смолы, необходимой для изготовления лакокрасочных материалов. Часть подсанкционных компонентов заменили на отечественные и азиатские аналоги. А компания «Петерпайп», которая занимает почти половину рынка производства теплофикационных труб в Петербурге, ввела в эксплуатацию новую производственную линию по выпуску труб из отечественной полиэтиленовой крошки. Завод сможет выпускать около 700 км труб среднего диаметра в год, - о чем рассказал директор группы «Газпром Межрегионгаза» Сергей Густов:
Неоднозначная ситуация пока складывается с импортозамещением в жилищном строительстве. Если производство специальных смесей готовы увеличить сразу несколько российских предприятий, в частности крупный Ставропольский завод стройматериалов, то с сопутствующим оборудованием все гораздо сложнее. Наиболее острый вопрос, который встал после заявления о приостановке работы в России компании Otis, - это нехватка лифтов. Доля американского производителя на отечественном рынке более 16%, весомую часть продукции он поставлял в Петербург. Игроков, способных занять нишу Otis, достаточно, но есть один ключевой нюанс, – отмечает директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова:
К слову, Михаил Мишустин в четверг в ходе доклада в Госдуме заявил, что импортозамещение для России – это вопрос экономического суверенитета. Председатель правительства, в числе прочего, пообещал, что в течение двух-трех лет будет полностью проведена работа по замене на отечественные узлов и агрегатов лайнера МС-21. На реализацию проекта уже выделено более 600 млрд рублей. Мишустин особо подчеркнул, что поддержка отраслей авиастроения и судостроения будет продолжаться, чтобы обеспечить независимость промышленности от иностранных материалов и комплектующих.