У высших школ есть все возможности для привлечения финансов, пишет Forbes. Сама возможность экономического роста заложена в так называемой концепции «Тройной спирали». Как отмечает редактор Международного рейтинга вузов Round University Ranking Олег Соловьев, название утвердилось в экспертном сообществе в конце прошлого десятилетия. Согласно этой теории, университет 21 века должен быть одновременно центром обучения, исследований, а также инноваций.
Последний пункт предполагает, что вуз предоставляет акселерационную площадку для стартапов. Самый известный пример - Кремниевая Долина в США. В России подобные амбиции есть у Сколково. В будущем к ним может подключиться Научно-технологическая долина МГУ «Воробьевы Горы». Работа таких центров становится выгодной, когда студенты и преподаватели продают результаты интеллектуальной собственности крупным компаниям. Это и есть залог финансового благополучия «университетов 3.0». Однако во всем мире подобные проекты получились лишь у единичных вузов, констатируют эксперты.
Вместе с тем в России, как и в других странах, вопрос о том, должны ли университеты в принципе приносить деньги – остается дискуссионным.
Изучением Третьей Миссии университета занимаются составители рейтинга The World’s Most Innovative Universities. На базе информагентства Reuters они дают оценку тому, как заведения внедряют свои научные работы в различные секторы экономики.
Из сотни оцениваемых университетов почти половина находится в США, 9 - в Германии, 8 - во Франции. На первом месте - Стэнфордский университет. Именно с него в середине прошлого века началось формирование Кремниевой долины. Вторую и третью позиции занимают Гарвард и MIT, расположенные в компактном инновационном кластере в Кембридже.
Отмечу, в список «Университетов 3.0» попали всего 100 вузов из существующих в мире 30 тысяч. Таким образом, модели прогрессивной «Тройной спирали» соответствует всего три десятых от одного процента высших школ.