Виртуальная реальность в HR – тренд следующих 5 лет. Однако не многие российские компании готовы применять новые технологии при тестировании сотрудников, в том числе, по этическим соображениям. Ситуация вскоре может измениться, ведь интерес к новейшим рекрутинговым сервисам проявляют уже не только IT-энтузиасты, но и крупные госкорпорации, а также правительства регионов.
Виртуальная и дополненная реальность - популярный инструмент HR-специалистов крупных западных компаний и организаций. Так в NASA с помощью цифровой технологии обучают астронавтов правилам работы в открытом космосе. В VR отрабатывают навыки пилоты, управляющие самолетами Boeing. Автоконцерн Jaguar объединился с группой Gorillaz и создал серию увлекательных рекрутинговых игр, чтобы проверить навыки будущих сервисных инженеров. Помимо необходимости собирать и разбирать автомобили, участнику предлагают складывать пазлы и взламывать компьютерные коды, чтобы проверить способность к нелинейному мышлению и решению нестандартных проблем. Похожее программное обеспечение есть и у BMW. А железнодорожный оператор Deutsche Bahn, применив технологию VR на ярмарках вакансий, преодолел проблему старения персонала. В течение года любой желающий мог попробовать себя в роли кондуктора или электрика, после чего в компанию стали массово поступать резюме от специалистов. Кроме того VR для набора контрактников сегодня используют армии Великобритании, США и Австралии.

По словам экспертов, в числе плюсов «цифры» - существенная экономия, ведь обучение в смоделированном офисе исключает расходы на зарплату преподавателей, содержание учебных центров и командировки. Еще один важный фактор - исключение риска для жизни и здоровья сотрудников. В России, к слову, есть кейсы по применению VR в рекрутинге, но пока их единицы. Редкий пример, компания «Eks.works», которая тестирует в виртуальной реальности сотрудников правительства Свердловской области и Уральского банка реконструкции и развития. Однако таких проектов вскоре станет больше.

Дальнейшее развитее идей VR в HR – это создание виртуальных международных офисов. Здесь одновременно могли бы работать IT-специалисты из Кремниевой долины, французские маркетологи и российские юристы. Попытки создать своеобразные «цифровые компании мечты» в том или ином виде уже предпринимаются. Так еще в 2016 году Сбербанк заявил о желании перевести свои отделения в виртуальную реальность. А чуть больше года назад VR-представительство открыла компания Yota.